Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Кольцо Всевластья или искусство манипуляции

Колонка главного редактора

20

«Алина! Сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня нетрудно!
Я сам обманываться рад!»

А. С. Пушкин, 1826 г.

Профессионализм и вовлеченность аудитории Sostav.ru открывает возможность системного общения на важные для рынка рекламы и маркетинга темы — вне форумов, конференций и присутственных мероприятий. Легендарные ветки комментариев на нашем сайте говорят сами за себя — присоединяйтесь!

Сегодня я предлагаю поговорить о манипуляции как о востребованном инструменте продажи товаров, сервисов и смыслов. Пытаешься умничать — делай это на привычном для себя поле.

Манипуляция и ее выявление в процессе продажи любой сущности происходят в общем пространстве — вокруг и внутри воронки продаж. Маркетинговые отделы и рекламисты стараются «уронить» в нее целевую аудиторию, чтобы она вывалилась с противоположного конца — потеряв в деньгах, но приобретя в удовольствии. Поскольку на протяжении многих лет я продавал собственный креатив — далеко не всегда завязанный на реализации конкретного продукта — движение потребителя по этой воронке я рассматривал как путешествие. Создавал или удовлетворял спрос на счастье, предлагая аудитории купить билет в приключение.

Накинув серый плащ и напялив остроконечную шляпу, великий манипулятор Гэндальф говорил: «Вот кольцо, Фродо. Оно обладает жуткой силой. Представляешь, какой кайф отправиться в Мордор? Мир посмотришь, себя покажешь. Такую миссию выполнишь — закачаешься! Денег не обещаю, но славы — не оберешься». Все-таки великий волшебник даст фору большинству маркетологов…

Диалог мудреца с хоббитом и все, что случилось дальше, отлично вписывается в манипулятивный процесс. Судите сами: маг рассказал о товаре и даже выдал пробник. Возбудил интерес и спровоцировал желание отправиться в путь. Потом команда эльфов заставила Фродо выкупить всю эту историю на совете Элронда. В процессе «незабываемого путешествия!» идеологи борьбы за все хорошее настолько сформировали у бедняги лояльность, что хоббит, как тот амбассадор бренда, помчался дополнять своими приключениями «Алую книгу о Западных пределах». Что это как не удавшаяся вербовка через манипуляцию идеалами?

Задача любого успешного бренда — стать частью повседневной рутины человека. Попасть в его потребительское облако. Распахнуть не только его карманы, но и сердце. В любом порядке. Да-да, кто-то говорит об эпохе новой искренности, без которой устойчивой связи с современным потребителем не построить, но желание срезать углы и добиться расположения любой ценой живет и процветает.

Приведу еще один пример манипуляции — из мейнстрима. В фильме «Начало» герой Леонардо Ди Каприо помещал в подсознание человека идею. В случае с фильмом — идею разрушения отцовского наследия. Жертву этой операции, в исполнении Киллиана Мерфи, прогнали по всем этапам воронки продаж. Сначала ему объяснили, что есть методика взлома сознания, а потом предложили услуги ЧОПа. Дальше случился агрессивный маркетинг с мешком на голове. В общем, шалость удалась. История началась с помыкания, ей она и закончилась.

Поскольку битва добра со злом перекочевала на страницы книг и фильмов из повседневности, каждая ложь встречает сопротивление. Рынок борется за честность силами аудиторов, журналистов и тех, кто видит в собственной прозрачности конкурентное преимущество. Но дьявол как крылся, так и будет крыться во множестве деталей. KPI и увеличение маржи никто не отменял.

Есть, конечно, шанс, что умнеющий не по годам ИИ вылечит последствия человеческой испорченности. Как и шанс на то, что человек коррумпирует созданную им машину. Ведь если у чего-то есть «мозги», их можно запудрить.

Главный редактор Sostav Роман Бедретдинов

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.