Почти половина (46%) опрошенных онлайн-покупателей при поиске информации о товарах перед покупкой в первую очередь посещают маркетплейсы. В большинстве случаев (95%) они остаются удовлетворены удобством поиска. К таким выводам пришли в агентстве диджитал-маркетинга «Ашманов и партнёры» (результаты исследования есть в распоряжении Sostav).
Однако 80% из опрошенных, предпочитающих первым делом искать информацию о товарах на маркетплейсах, затем посещают другие ресурсы — чаще всего поисковые системы (35%), онлайн-магазины (27%) и сайты с отзывами (20%), реже — официальные страницы брендов (10%), видео платформы (5%) и сайты с промокодами (3%).
К наиболее частой причине поиска товаров на маркетплейсах аналитики «Ашманов и партнёры» относят возможность купить товар по сниженной цене. Из-за наличия скидок и акций почти каждый четвёртый участник опроса (23%) ищет товары и информацию о них на маркетплейсах, говорится в исследовании.
Доверие к маркетплейсам ― втрое менее значимый фактор для покупателей по сравнению со скидками. Покупатели гораздо реже ищут на маркетплейсах по причине высокого доверия к маркетплейсам (7%).
Среди прочих значимых причин поиска на маркетплейсах ― возможность сравнивать цены (19%), наличие отзывов и обзоров (19%), удобство поиска и покупки в рамках одного сайта (18%), возможность выбирать товары разных продавцов (14%).
Несмотря на популярность маркетплейсов, доверие к ним как к торговым площадкам довольно низкое. По мнению экспертов «Ашманов и партнёры», это стоит учитывать в стратегиях по продвижению, например, премиальных товаров. Присутствие на маркетплейсе может повысить узнаваемость бренда, но негативно отразиться на его ценности, считают они.
Выбирая между маркетплейсами, покупатели готовы пожертвовать сервисом ради скидок, но при этом хотят минимизировать риск покупки некачественного товара.
Скидки и акции ― первичный фактор для каждого пятого потребителя при выборе между маркетплейсами (21%), почти вдвое более значимый, чем удобство доставки и возможность примерки (12%).
Такие факторы, как наличие отзывов и обзоров, гарантия качества, простота возврата товара оказались на 20% более значимыми для покупателей, чем широкий ассортимент, качественные описания и фото товара. Наличие консультации онлайн или по телефону ― не является значимым фактором при выборе маркетплейса для 99% опрошенных.
Как отмечают аналитики «Ашманов и партнёры», женщины (21%) чаще, чем мужчины (15%) интересуются отзывами на маркетплейсах. Мужчины чаще, чем женщины ― возможностью сравнивать цены.
Покупатели в основном посещают маркетплейсы с помощью мобильных приложений (71%), сайты используют реже (57%). Приложения маркетплейсов наиболее популярны среди аудитории до 30 лет (61%), особенно среди женщин этого возраста (73%). Чем старше покупатель, тем выше вероятность, что он воспользуется сайтом маркетплейса.
Несмотря на лидерство маркетплейсов, тематические онлайн-магазины остаются значимым ресурсом для покупателей, подчеркивают в «Ашманов и партнёры».
Даже если покупатель на первом шаге поиска обратился к маркетплейсу, высока вероятность, что далее он посетит один из известных ему онлайн-магазинов ― напрямую или с помощью поисковой системы. Аналитики «Ашманов и партнёры» считают, что онлайн-магазинам «крайне важно входить в тройку лидеров в своём сегменте и стремиться предоставлять покупателям конкурентные условия и информативный контент, чтобы оставаться на карте покупателя и замыкать его на себе в процессе поиска».
Присутствие товара на маркетплейсе не закрывает все поисковые потребности покупателя. Высока вероятность, что покупателю захочется почитать отзывы, посетить сайт бренда (производителя), социальные сети и другие площадки с информацией о товаре, чтобы принять решение о покупке. Поэтому наряду с представленностью на маркетплейсе, необходимо использовать дополнительные онлайн-ресурсы, чтобы обеспечить качественное присутствие товара в поисковом пространстве: собственный сайт, социальные сети, видеоплатформы, сайты с отзывами и прочие ресурсы, отмечают в «Ашманов и партнёры».
Исследование проведено компанией «Ашманов и партнёры» на основе опроса (при помощи Tiburon Research) 1 тыс. онлайн-покупателей из Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников. Участники опроса в течение года совершали онлайн-покупки в таких категориях как: электроника и бытовая техника, одежда и обувь, продукты питания, товары для дома, косметика и другие.
Ранее «Ашманов и партнёры» совместно с «Интериум» составили репутационный рейтинг маркетплейсов. Его возглавил Ozon. Онлайн-ритейлер лидирует с индексом 66,2%, как самый активный и позитивно упоминаемый в социальных сетях и СМИ.
На втором месте ― онлайн-платформа Wildberries с 48,4%, на третьем ― AliExpress (41,5%), на четвёртом и пятом ― «Яндекс Маркет» (33,4%) и «СберМегаМаркет» (31,1%) соответственно.