89% опрошенных россиян слышали об обязательной маркировке товаров. 61% респондентов позитивно относятся к такой программе, а 58% — отмечают рост доверия к зарегистрированным в системе производителям. По мнению соотечественников, главная функция маркировки — информационная. 84% участников опроса считают, что отсканировав код маркировки можно получить полную информацию о товаре. При этом такой опцией пользовались не более трети населения (35%). Данные приводят специалисты Аналитического центра НАФИ, результаты исследования есть в распоряжении Sostav.
С 2019 года в России действует государственная система обязательной маркировки товаров, позволяющая отследить путь продукта от производства до продажи или списания, проверить его состав, исключить реализацию подделок и просроченных товаров. Сейчас среди прочего маркируются лекарства, молочная продукция, вода, сигареты, продукция легкой промышленности. Список товаров, попадающих под обязательную маркировку, постоянно расширяется.
Опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в мае 2024 года. Опрошены 1,6 тыс. россиян старше 18 лет из всех регионов России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстата и репрезентирует население по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.
Знания россиян о маркировке товара
Опрос НАФИ показал, что о системе обязательной маркировки товаров осведомлены 89% россиян. При этом хорошо о ней знают 39% опрошенных, а 50% «просто что-то слышали», но не знакомы с целями, задачами и деталями этой программы.
Выше уровень знания о маркировке у женщин (44%), россиян, имеющих детей (46%), и аудитории с высокой потребительской грамотностью — 41% среди тех, кто ранее сталкивался с проблемами и внимательно относится к выбору товаров.
Аналитики отмечают, что 61% россиян относятся к государственной маркировке положительно, а 58% отмечают повышение доверия к производителю, маркирующему свои товары.
В понимании жителей России, маркировка носит прежде всего информационную составляющую: благодаря ей можно получить полную информацию о продукте. Так считают 84% респондентов.
Вторая важная функция, по мнению опрошенных, — защитная. 81% участников опроса полагают, что она позволяет обезопасить потребителя от покупки просроченной продукции, подделки или контрафакта.
Третья функция, по которой маркировка видится респондентам полезной — контрольно-надзорная. 74% россиян уверены, что с помощью кода маркировки можно узнать контакты ведомств, в которые можно направить жалобу на низкое качество товара. 59% думают, что благодаря маркировке появилась возможность проконтролировать все этапы производства и перемещения товара.
Опыт использования обязательной маркировки
Почти две трети россиян (64%) с высокой степенью убежденности говорят, что встречали на тех или иных товарах знак обязательной маркировки. Каждый пятый респондент (20%) не уверен, что видел ее, так как не обращал на это большого внимания. Каждый шестой опрошенный (16%) заявляет, что никогда не встречал на товарах обязательную маркировку. Так отвечают преимущественно мужчины (20%) и неработающие россияне (19%).
Как выявил опрос НАФИ, 34% россиян сканировали код обязательной маркировки, чтобы посмотреть дополнительную информацию о товаре. При этом среди тех, кто хорошо информирован о целях и задачах программы маркировки, доля пользующихся ее возможностями значительно выше — 60%.
Те, кто ни разу не сканировал маркировку в информационных целях, объясняют это чаще всего следующими причинами:
- считают необязательным такую проверку: если код маркировки стоит, значит товар высокого качества (26% среди тех, кто не сканировал коды обязательной маркировки),
- не интересна информация, которую можно получить после сканирования (26%),
- не знали, что после сканирования можно получить больше информации о продукте (23%),
- не знали, что покупатель может сканировать этот код (20%),
- не знали, какие приложения или программы использовать для сканирования (привычное наведение камеры смартфона не работает — 15%).
Наталья Кузнецова, директор направления маркетинговых исследований Аналитического центра НАФИ:
Исследование показало, что информированность повышает потребительскую грамотность и желание применить маркировку, чтобы больше узнать про товар. Расширение информационной кампании о программе позволит потребителям чаще использовать маркировку в качестве инструмента для принятия решения о выборе того или иного продукта.
Ранее сообщалось, что с 2019-го по 2023 год система маркировки товаров принесла в бюджет России более 1 трлн руб. Больше всего средств получено от подакцизной продукции.