Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Предупрежден — значит вооружен: как россияне относятся к маркировке товаров

Аналитический центр НАФИ выяснил, насколько хорошо соотечественники осведомлены о процессе

89% опрошенных россиян слышали об обязательной маркировке товаров. 61% респондентов позитивно относятся к такой программе, а 58% — отмечают рост доверия к зарегистрированным в системе производителям. По мнению соотечественников, главная функция маркировки — информационная. 84% участников опроса считают, что отсканировав код маркировки можно получить полную информацию о товаре. При этом такой опцией пользовались не более трети населения (35%). Данные приводят специалисты Аналитического центра НАФИ, результаты исследования есть в распоряжении Sostav.

С 2019 года в России действует государственная система обязательной маркировки товаров, позволяющая отследить путь продукта от производства до продажи или списания, проверить его состав, исключить реализацию подделок и просроченных товаров. Сейчас среди прочего маркируются лекарства, молочная продукция, вода, сигареты, продукция легкой промышленности. Список товаров, попадающих под обязательную маркировку, постоянно расширяется.

Опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в мае 2024 года. Опрошены 1,6 тыс. россиян старше 18 лет из всех регионов России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстата и репрезентирует население по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.

Знания россиян о маркировке товара

Опрос НАФИ показал, что о системе обязательной маркировки товаров осведомлены 89% россиян. При этом хорошо о ней знают 39% опрошенных, а 50% «просто что-то слышали», но не знакомы с целями, задачами и деталями этой программы.

Выше уровень знания о маркировке у женщин (44%), россиян, имеющих детей (46%), и аудитории с высокой потребительской грамотностью — 41% среди тех, кто ранее сталкивался с проблемами и внимательно относится к выбору товаров.

Аналитики отмечают, что 61% россиян относятся к государственной маркировке положительно, а 58% отмечают повышение доверия к производителю, маркирующему свои товары.

В понимании жителей России, маркировка носит прежде всего информационную составляющую: благодаря ей можно получить полную информацию о продукте. Так считают 84% респондентов.

Вторая важная функция, по мнению опрошенных, — защитная. 81% участников опроса полагают, что она позволяет обезопасить потребителя от покупки просроченной продукции, подделки или контрафакта.

Третья функция, по которой маркировка видится респондентам полезной — контрольно-надзорная. 74% россиян уверены, что с помощью кода маркировки можно узнать контакты ведомств, в которые можно направить жалобу на низкое качество товара. 59% думают, что благодаря маркировке появилась возможность проконтролировать все этапы производства и перемещения товара.

Опыт использования обязательной маркировки

Почти две трети россиян (64%) с высокой степенью убежденности говорят, что встречали на тех или иных товарах знак обязательной маркировки. Каждый пятый респондент (20%) не уверен, что видел ее, так как не обращал на это большого внимания. Каждый шестой опрошенный (16%) заявляет, что никогда не встречал на товарах обязательную маркировку. Так отвечают преимущественно мужчины (20%) и неработающие россияне (19%).

Как выявил опрос НАФИ, 34% россиян сканировали код обязательной маркировки, чтобы посмотреть дополнительную информацию о товаре. При этом среди тех, кто хорошо информирован о целях и задачах программы маркировки, доля пользующихся ее возможностями значительно выше — 60%.

Те, кто ни разу не сканировал маркировку в информационных целях, объясняют это чаще всего следующими причинами:

  • считают необязательным такую проверку: если код маркировки стоит, значит товар высокого качества (26% среди тех, кто не сканировал коды обязательной маркировки),
  • не интересна информация, которую можно получить после сканирования (26%),
  • не знали, что после сканирования можно получить больше информации о продукте (23%),
  • не знали, что покупатель может сканировать этот код (20%),
  • не знали, какие приложения или программы использовать для сканирования (привычное наведение камеры смартфона не работает — 15%).

Наталья Кузнецова, директор направления маркетинговых исследований Аналитического центра НАФИ:

Исследование показало, что информированность повышает потребительскую грамотность и желание применить маркировку, чтобы больше узнать про товар. Расширение информационной кампании о программе позволит потребителям чаще использовать маркировку в качестве инструмента для принятия решения о выборе того или иного продукта.


Ранее сообщалось, что с 2019-го по 2023 год система маркировки товаров принесла в бюджет России более 1 трлн руб. Больше всего средств получено от подакцизной продукции.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.