Иллюстрация Depositphotos
Ситуация с блокировщиками интернет-рекламы развивается по худшему сценарию. Худшему для издателей, конечно. Мобильный интернет сдается под натиском браузеров со встроенными устранителями рекламы. Аудитория UC Browser, принадлежащего китайской группе Alibaba, уже превышает аудиторию всех остальных подобных приложений. Его продвижению способствуют производители мобильных устройств, которые начинают предустанавливать блокирующий софт на свои гаджеты.
Мобильный сдвиг произошел, свидетельствует последний отчет PageFair и Priori Data. В прошлом году браузеры стали самым популярным способом избавиться от навязчивой рекламы, а их аудитория увеличилась на 90%. В марте 2016 года она достигла 408 млн человек, то есть мобильную рекламу блокировали на каждом пятом смартфоне.
По оценкам исследователей, мобильных блокировщиков в два раза больше, чем десктопных. Они особенно популярны в развивающихся странах вроде Китая, Индии, Пакистана и Индонезии. В Азиатско-Тихоокеанском регионе мобильную рекламу блокируют 36% пользователей смартфонов. Это связано с тем, что мобильный интернет в странах третьего мира довольно дорог. Блокировщики приносят выгоду за счет экономии трафика и ускоряют загрузку страниц, что актуально для бедного населения.
В Европе и Северной Америка дела обстоят совсем иначе. Там месячная аудитория блокирующих браузеров составляет 14 млн. Для сравнения: в Китае аудитория достигает 159 млн пользователей, в Индии — 122 млн, в Индонезии — 38 млн. В России вспомогательный софт установлен у 4,7 млн пользователей мобильных устройств.
В сентябре Apple дала добро расширениям, блокирующим контент. PageFair и Priori насчитали 229 подобных приложений для платформы iOS. Однако они не стали чрезмерно популярными — количество загрузок в течение 7 месяцев составило всего 4,5 млн. Из них 22% пришлось на Adblock Plus, 12% — на Crystal Adblock.
Существуют также браузеры, которые позволяют включать блокировку в настройках. К ним относятся Firefox и Opera Mini для Android. Система PageFair зафиксировала, что 17,6% трафика Firefox поступает от пользователей с подключенной функцией. Наконец, есть сервисы для блокировки рекламы в мобильных приложениях, но там аудитория невелика. В первом квартале 2016 года число их загрузок составляло 738 тысяч. С помощью таких приложений можно «очистить» Spotify, Apple News, CNN или Buzzfeed.
Опрошенные эксперты заявляют, что рекламной индустрии надо понять мотивы пользователей и причины их раздражения, после чего предложить им лучший опыт. Иначе потери издателей будут только расти.
По информации Business Insider, проблемой блокировок всерьез озаботился Google. Компания планирует разработать политику приемлемой рекламы, говорят источники. Сейчас IT-гигант обсуждает, как реализовать свою идею. Скоро Google представит собственное исследование, посвященное типам рекламы, которые пользователи считают неприемлемыми. Как предполагает издание, новые правила могут насаждать через отраслевые ассоциации вроде IAB.
Проект напоминает «белый список» Adblock Plus, в который попадают крупные сайты. Ежегодный платеж Google компании-разработчику Eyeo оценивается в 25 млн долларов. Для поисковика это капля в море, поскольку в 2015 году его выручка превысила 74 млрд. Зато собственная политика позволит Google дистанцироваться от сделки, которая возмущает многих пользователей.