Территориальный брендинг в России за последние годы стал одной из наиболее востребованных тем: дизайнеры и бренд-разработчики за несколько лет умудрились забрендировать десятки российских городов и регионов. При этом главный город нашей страны - Москва - до сих пор не имеет своего туристического / инвестиционного бренда, хотя проектов на эту тему было предложено множество.
Бренд Москвы для туристических и инвестиционных целей городские власти пытались создать не единожды: конкурсы проводились в начале и в середине 2000-х, однако неизменно заканчивались неудачей. Вместе со всплеском интереса к территориальному брендингу в 2012 году за решение проблемы взялись одновременно Комитет по туризму и Департамент рекламы и СМИ.
Комитет по туризму, проведя соответствующий тендер, доверил разработку проекта агентству Stas Marketing, а точнее - его дочерней компании «Эй Ту Зет Рисеч». Однако, фактически авторами айдентики столицы выступила совсем другая команда – всемирно известная брендинговая компания Minale Tattersfield, которая работала с Stas Marketing по контракту.
Проект Minale Tattersfield закончился на этапе его демонстрации в СМИ; айдентика так и не была официально представлена Комитетом по туризму Москвы, как было обещано ранее. В интервью журналу "Афиша" директор MT Алексей Гончаренко сообщал, что пару раз видел этот логотип Москвы на международных выставках в переработанном виде. Почему провалился проект, осталось тайной, однако туристическому ведомству удалось добиться больших результатов, чем их коллегам из Департамента рекламы и СМИ.
Департамент в 2012 году дважды объявлял тендеры на разработку бренда столицы, которые ни к чему не привели. В 2013 году был объявлен третий тендер, который также отменили. В 2014 году на сайте ведомства появилась информация о том, что власти Москвы вновь взялись за поиски подрядчика, однако эта инициатива со временем "завяла", как и предыдущие. При этом постоянно появлялись частные инициативы, самой известной и скандальной из которых стал проект от Студии Артемия Лебедева, партнера мэрии по многим городским проектам.
Проект был с помпой представлен осенью прошлого года. Логотип Москвы от Студии Лебедева представлял из себя черный текст, белый фон и ярко-красную звезду, которая, по мнению авторов, давно ассоциируется у жителей и гостей столицы с Москвой. Логотип вызвал шквал критики со стороны профессионалов в области брендинга и рядовых горожан, которые вывешивали на улицах пародийные баннеры с портретом автора. В итоге мэрия отказалась от "звездного" логотипа.
Фотожабы и отзывы на лого Москвы от Студии Лебедева
При этом именно Студия Лебедева создала логотип новогодних праздников в Москве под единой концепцией "Лучший город Земли". Этот проект реализовывался два последних года и был тепло встречен горожанами. Этот логотип встречался на ярмарках и сувенирной продукции.
Это не единственный "сувенирный" логотип российской столицы. В 2011 году в Москве запустился проект Heart of Moscow, который занимается выпуском сувенирной продукции с соответствующей символикой. Концепцию бренда разработала компания Babushkov. Эмблема Heart of Moscow напоминает шар, "наполненный любовью к городу", а также один из самых узнаваемых символов древней столицы - красно-белый купол собора Василия Блаженного, расположенный в самом сердце Москвы и сочетающий в себе бесконечное множество букв «М».
В 2012 свой вариант логотипа Москвы представило узбекское агентство агентство "Безлого". В основу символа легло кириллическое написание имени столицы.
В 2013 году известный специалист в области дизайна и брендинга Эркен Кагаров (ныне работает в Студии Лебедева) решил внести свой вклад в создание лого Москвы и представил собственную идею «вращающегося» логотипа, который мог бы считываться даже при повороте.
Свой концепт бренда Москвы представляла студия Smart Heart со слоганом «Wow! It's Moscow». В основе символа пять знаковых для столицы элементов и понятий: красная звезда, герб Москвы с Георгием Победоносцем, радиальная планировка, концепция "Москва - деловой центр" и "сочетание несочетаемого".
Агентство Depot WPF в рамках подготовки к встрече международного брендингового альянса GLBA, который пройдет в Москве 17-18 сентября, представило концепт фирменного стиля российской столицы. Эта айдентика Москвы имеет кольцевую структуру и напоминает о видах столицы с высоты птичьего полета.
Наконец, есть и шутливые проекты айдентики Москвы: дизайнер Евгений Курлаев представил свой вариант айдентики Москвы, в основе которой - символ, который знаком и жителям города, и его гостям. Это железное ограждение, которое встречается и на центральных площадях Москвы, и в переходах подземки.
Достойных работ по брендингу Москвы множество, и если городским властям хронически не везет с созданием логотипа столицы, может быть, стоит выбрать один из уже имеющихся проектов. Поможет ли это с туризмом и инвестициями в текущей ситуации - неизвестно, однако хотя бы эту страницу в истории российской столицы можно будет перевернуть и уже к ней не возвращаться.