В среду, 10 февраля, частные польские телеканалы, радиостанции и интернет-издания объявили забастовку «Медиа без выбора» против законопроекта о налоге на рекламу в СМИ, сообщает агентство Reuters. Весь день в эфире и на сайтах транслировались лозунги «Здесь была ваша любимая программа» и «Медиа без выбора».
Планируемый налог составит от 2% до 15% от рекламной выручки СМИ. По словам правительства, деньги с него пойдут на здравоохранение и культуру, пострадавшие от пандемии. Критики закона отмечают, что власти Польши, по примеру Венгрии, намерены увеличить контроль над медиа.
Участники протеста считают, что инициатива угрожает независимости отрасли и разнообразию взглядов. Они написали открытое письмо правительству страны, в котором отметили, что новый налог будет означать «ослабление и даже ликвидацию некоторых СМИ» и углубление неравенства между частными и государственными медиа.
«Многие издания балансируют на грани рентабельности. Этот дополнительный налог может забрать всю оставшуюся прибыль», — рассказал агентству Reuters глава Ассоциации издателей прессы Марек Фраковяк. По данным Ассоциации местных газет в Польше, за время пандемии доходы прессы от рекламы упали на 30−50%, продажи снизились на 30%.
По подсчетам онлайн-издания Onet, их владельцу, Ringier Axel Springer, налог обойдется в дополнительные $2,7−5,4 млн ежегодно. Тем временем общественный вещатель TVP Info, который не участвовал в забастовке, объявил, что «медиа не хотят делиться своими многомиллионными прибылями с поляками» и «относятся к Польше как к колонии».
Ранее в России комитет Госдумы по информполитике подготовил законопроект об обязательной социальной рекламе в интернете. Документ предполагает поправки в закон «О рекламе». Он вводит обязательную квоту в 5% на размещение социальной рекламы на онлайн-платформах, распространяющих рекламу, которые посещают более 100 тыс. российских пользователей в сутки.