Тимофей Белоглазов, основатель маркетингового агентства DVIGA, эксперт направления «Бизнес и управление» компании «Нетология», рассказал, зачем исследовать клиентские потребности и «боли», где искать респондентов и какие вопросы им задать, чтобы усовершенствовать ваш продукт.
Узнайте, кто ваши клиенты
Основная причина провала новых проектов — это не сильная конкуренция или отсутствие необходимых компетенций, а то, что продукт никому не нужен. Так происходит, когда создатели не знают, кто на самом деле их клиент, что ему интересно. «Мужчины или женщины в возрасте 18−65 лет, со средним доходом» — самое частое описание целевой аудитории продукта.
И опираясь только на свое восприятие и опыт, создатели узнают об изначальной несостоятельности идеи слишком поздно — могут пройти годы до того, как они получат первую негативную обратную связь. В итоге впустую тратятся огромные деньги, ресурсы и время.
Но самое важное, что должна компания узнать у своих клиентов, — есть ли у них интерес к продукту, нуждаются ли они в еще одном способе решения проблемы и какую цену они готовы заплатить. Методология Customer Development помогает решить эту проблему и создавать продукты с учетом потребностей клиента. Теперь нельзя сказать: «Я думаю, этот продукт крутой, поэтому другие тоже будут готовы за него платить». Она заставляет изучать, реально ли существует проблема, как клиент борется с ней сейчас и сколько готов заплатить за решение.
Кто должен исследовать потребности клиентов?
Это может быть маркетолог, продуктолог, руководитель проекта. Если бизнес небольшой, главный маркетолог в нем — сам предприниматель. В глобальном смысле Customer Development нужен, чтобы продавать больше, быстрее и чаще, а также:
- выяснить контекст использования продукта — при каких обстоятельствах потенциальный клиент может за ним прийти;
- понять, что нужно изменить в текущей версии;
- выявить барьеры покупки и пользования продуктом;
- понять, как клиент выбирает продукт и переключается между альтернативами.
Создавать идеальные продукты нет необходимости — вкусы разных сегментов аудитории различны. Поэтому задача предпринимателя состоит в том, чтобы найти сегмент с подходящими потребностями и платежеспособностью.
Действия, которые необходимо совершить перед разработкой продукта, отражены на схеме:
Где найти респондентов?
Во-первых, необходимо проранжировать сегменты с точки зрения прибыльности и привлекательности. Затем составить гипотезы и сформировать список вопросов, ответы на которые помогут улучшить продукт. Потенциальных респондентов можно искать через:
- семью, друзей и знакомых — опросить свой близкий круг;
- знакомых знакомых — через поиск и пост в социальных сетях;
- экспертов по желаемой тематике — например, используйте сервис запросов от журналистов pressfeed.ru;
- групп по интересам — ищите тех, кто потенциально заинтересован в продукте. Например, группы любителей гольфа, мамы школьников, офисные работники;
- самый широкий круг — они есть в местах скопления клиентов, например, в фитнес-центрах, если продукт связан со спортом.
Как выбрать респондентов?
Есть три важных критерия:
- Наличие проблемы. Поймите, насколько человек подходит для интервью. Например, если продукт связан с кинотеатрами, спросите, ходит ли человек в кинотеатры.
- Релевантность целевой аудитории. Убедитесь, что выбранные люди соответствуют критериям целевой аудитории: по платежеспособности, должности, географии, интересам
и т. п. - Роль. Поймите, с кем именно вы говорите. Пользователь и лицо, принимающее решение о покупке, могут быть разными людьми. Например, финансовой программой пользуется бухгалтер, а оплачивает лицензию директор. Их мотивация, проблемы и представления о цене могут отличаться.
Какие вопросы задавать?
Вопросов может быть много. Главное — чтобы они помогли понять, какими функциями должен обладать продукт и как его лучше продавать. Несколько вопросов, которые я обычно задаю:
- Как сейчас вы решаете проблему, зачем и сколько за это платите? Вы довольны текущим решением?
- Какие функции вы ищете, покупая продукт?
- Как вы поймете, что ваша проблема решена?
- Что произойдет, если вы не сможете решить проблему?
- Какие факторы для вас важны при принятии решения о покупке?
- Что заставит вас отказаться от покупки?
- Кто еще пользуется этим продуктом? Так вы получите контакты людей, у которых тоже можно взять интервью.
Не ограничивайте себя этими вопросами. Формируйте список исходя из ваших гипотез.
Главные ошибки при проведении проблемных интервью
Проблемное интервью требует навыков интервьюера:
- не навязывать свое мнение, а просто слушать;
- управлять разговором — респондент может уходить в сторону и отвлекаться;
- вычленять суть и «докапываться» до деталей.
С респондентами стоит встречаться лично либо по видеосвязи. Прелесть проблемных интервью в том, что увидев реакцию, мы можем задать дополнительные вопросы и понять истинные причины эмоций.
Большая ошибка — когда задают вопросы не про реальный опыт, а про гипотетическую ситуацию. Например: «Если бы такой продукт существовал, вы бы им воспользовались?». Это провоцирует респондента на ложь — он понимает, какой ответ от него хотели бы услышать. Гипотетическое сильно отличается от реального: виртуально мы готовы заплатить миллионы, а в жизни просто проходим мимо.
Чтобы сократить количество ошибок, задавайте проверочные вопросы:
- «Расскажите, при каких обстоятельствах вы сталкивались с проблемой в последний раз?» — поймете, рассказывает ли человек про реальный опыт или просто выдумывает;
- «Почему это было тяжело?» — выясните нюансы и природу возникновения задачи;
- «Какую эмоцию вы испытывали в тот момент?» — поймете, какие ощущения были у человека, когда он решал задачу.
Как оценить эффективность интервью
Проблемные интервью и обратная связь от клиентов — хороший способ получения информации, но не однозначно правдивый. Он помогает найти новые идеи, «обогатить» гипотезы по улучшению продукта. Но все идеи нужно проверять дальше с помощью A/B тестов, опросов на большой выборке, сбора данных из аналитики продаж
Схема проведения Customer Development всегда одна: сформулировать гипотезу, получить о ней больше информации и проверить ее. А вот польза проблемных интервью в каждом случае будет своя. Поэтому критерии успеха стоит выбирать исходя из первоначальной задачи.
В компании всегда нужно искать «бутылочное горлышко» — оно мешает приходить большему количеству клиентов и увеличивать прибыль. Исследования — построение гипотез, проведение проблемных интервью, тестирование