Десятки крупнейших мировых брендов, включая Nike, Amazon, Ted Baker и Asos, размещают рекламу на веб-сайтах, распространяющих фейки и теории заговора о COVID-19. При этом в самих компаниях могут не знать, что они финансируют такие проекты, сообщило издание The Guardian.
«Бюро расследовательской журналистики» (Bureau of Investigative Journalism) проанализировало около 60 сайтов — выяснилось, что объявления размещались через «непрозрачный» рынок диджитал-рекламы, объём которого может достигнуть $455 млрд в этом году.
Рекламу сервисов Amazon можно было найти более чем на 30 сайтах, на которых публиковались фейковые новости — от теорий заговора о коронавирусе с участием Билла Гейтса до утверждений о том, что вакцины с мРНК токсичны.
Объявления от Honda, американской сети аптек Walgreens и eBay также были обнаружены на нескольких сайтах, распространяющих дезинформацию. Британские модные фирмы Ted Baker и Asos, а также аукционный дом Sotheby's тоже рекламировались на этих страницах.
Кроме брендов, сайт National Health Service (NHS, Национальная служба здравоохранения Великобритании), посвящённый диабету, также рекламировался на одной странице со статьями активиста-противника вакцинации и утверждениями о том, что коронавирусом заразиться невозможно. В Xyla Health & Wellbeing, которая руководит программой NHS по профилактике диабета, уже заявили, что приняли меры для того, чтобы предотвратить появление своей рекламы на сайтах с фейками.
Страницы были идентифицированы с помощью глобального индекса дезинформации, предоставленным Роки Мосс, соучредителем и исполнительным директором платформы качества рекламы Deepsee.io, а также Брэдоном Викерсом, создателем поисковой системы Well-Known.
В Google, которая размещала рекламу на сайтах с фейками, уже заявили, что приняли меры против нарушений политики в отношении дезинформации. «Защита потребителей и надежных компаний, работающих на наших платформах, является для нас приоритетом», — сказал бюро представитель Google.
По словам независимого исследователя мошенничества в рекламной сфере Августина Фу, бывшего сотрудника Omnicom, система закупки рекламного инвентаря устроена таким образом, что сайты с фейками и теориями заговоров смешиваются с остальными, а теперь, так как у них появился источник финансирования, они смогут расти и порождать новые подобные проекты.
В августе Twitter объявил о сотрудничестве с информагентствами Associated Press (AP) и Reuters. Кураторская группа соцсети уже занимается поиском информации из надежных источников о значимых событиях, обсуждения которых могут содержать вводящую в заблуждение информацию.