Сегодня рынок рекламы существует в заданных обстоятельствах: бюджеты сокращаются, ставки пересматриваются, запрос остается прежним — создать красивую, интересную и эффективную коммуникацию. Но если раньше всегда была возможность взять на проект иностранного или опытного локального режиссёра, то сегодня со многими проектами всё иначе. Возможно, сейчас самое время присмотреться к новичкам. О том, как работать с начинающими режиссёрами, в колонке для Sostav рассказали в продакшн-студии TAKESHOT .
Чего стоит ждать бизнесу от этой авантюры
Во-первых, сокращения бюджета. Если сама фраза не производит магического эффекта, то помогут цифры — в некоторых случаях работа с начинающими в рекламе режиссерами позволяет сократить производственный бюджет на 15−30%.
Во-вторых, нетривиальных творческих и производственных решений. Когда они не только в бюджет, но и в бриф, и в самое сердце клиента и всей съёмочной группы.
При этом при умелом управлении проектом со стороны продакшена сохраняется качество подготовки, съемки и пост-продакшена, несмотря на ограничения в ресурсах.
От диплома к реальным проектам
Для Takeshot это обычная практика, а, может, уже и часть стратегии: искать новые имена, активно предлагать их клиентам и реализовывать с дебютантами или малоизвестными режиссёрами первые коммерческие проекты. Встречи с режиссёрами происходят по-разному: кто-то приходит напрямую после профильной учебы, у кого-то за спиной опыт режиссуры монтажа, работы оператором, креативщиком или журналистом.
Часто начинающие режиссёры сами пишут на почту, в Telegram или другие социальные сети продакшенов. Набраться смелости, написать текст письма и прикрепить портфолио, отправить, закрыть ноутбук и не ждать ответа. Расскажите начинающим режиссерам — они дружно начнут кивать головами.
Светлана Пермякова, один из наших дебютантов, ожидала такой же реакции. Но она даже не успела отправить последнее письмо, как получила ответ от дирсерча Takeshot Елены Андреевой.
Елена Андреева, дирсерч Takeshot:
Мне часто присылают портфолио, потому что знают, что я уже много лет занимаюсь поиском режиссёров. В случае со Светой, я уже отправила продюсеру подборку на бриф. Но как увидела письмо и портфолио Светы, сразу скинула его дополнительным предложением в подборке. Отчасти это на интуитивном уровне срабатывает, отчасти профессионально — она подходила под этот бриф. В итоге Света получила этот проект.
Первый раз попробовать себя в деле — безумно страшно. Но классно, что есть люди, готовые поверить в тебя даже чуть больше, чем ты сам, и начать с тобой работать. А дальше важно, с одной стороны, убедить клиента, что с дебютантом работать можно, нужно и это безопасно с точки зрения конечного результата, а с другой стороны — сделать все возможное для обеспечения этого результата, то есть страховать себя на каждом этапе.
Преимущества и риски работы с начинающими режиссерами
Конечно, нет абсолютной уверенности в том, что выбранный режиссер не подведет. Никогда не знаешь наверняка, насколько в принципе человек адекватен. А вдруг он некорректно ответит клиенту на первой же встрече, упустит важные детали, не поймет идею и задачи проекта.
Поэтому на проектах с режиссерами с небольшим или нулевым опытом коммерческих съёмок страховка — основная задача. Важно страховать и себя, и клиента на каждом этапе. Больше и детальнее общаться с командой по всем производственным вопросам, обсуждать творческие решения и при этом доверять друг другу — такой баланс.
Лена Панфилова, продюсер Takeshot:
В работе с дебютантами важно подобрать команду, которая будет поддерживать и дополнять режиссера. Если клиент не уверен в арт-дирекшене дебютанта, то мы отдельно покажем портфолио художника-постановщика и убедим в том, что с этим проблем не будет. Или в случае со сложнопостановочным проектом — предложим в команду сильного оператора-постановщика. В проект к Свете Пермяковой мы взяли оператора с режиссерским опытом, чтобы в сложной ситуации она могла обсудить варианты решения. Но Света полностью справилась сама с режиссёрскими задачами.
Резонно отметить: «А зачем такие сложности? Возьмите тех, кто уже сто раз это делал, и идите проверенным путем». Мы считаем, что найм и обучение молодых режиссёров, — это актуальный ответ на сложившуюся ситуацию, когда бюджеты сокращаются, а ставки специалистов растут. Но важно понимать, что готовый ролик никак не может выглядеть как «лоу-баджет проект».
Начинающих режиссеров отличает особая страсть браться за проекты, копаться в каждой детали и предлагать простые и эффектные решения. Такое отношение ценится и продакшеном, и клиентом, хоть и не снимает всех опасений и рисков продюсеров.
А тех, кто всё же рискнёт, ждёт огромный бонус — проекты с начинающими режиссерами дают чувство жизни. Стоит только увидеть их горящие глаза, а в них — огромное желание проявить себя и сделать для проекта всё возможное и невозможное, готовность быть гибким и открывать для продакшенов новые имена: художников, стилистов, операторов и так далее.
Светлана Пермякова, режиссер:
Ты снимаешь и понимаешь, что второй возможности себя показать у тебя может и не быть. Кажется, что тебе сейчас скажут: «Девочка, уйди отсюда». Но вместо этого получаешь поддержку от каждого департамента, от каждого человека на площадке.
Сотворчество как возможность
Нельзя сказать, что всем компаниям и продакшенам обязательно нужно работать с дебютантами. Как и нельзя сказать, что вокруг ничего не изменилось. Поэтому такое сотворчество сегодня кажется как никогда перспективным для нашего рекламного рынка. Это и про вайб лоу-баджет проектов, и про возможность по-другому относиться к тому, что мы создаем.