В компании «Поинтер» рассказали Sostav об актуальных трендах и изменениях в локальном маркетинге, а также пояснили, как бизнесу использовать геосервисы в 2023 году.
Google Maps без отзывов и рекламы
В 2022 году наибольшие перемены в локальном маркетинге коснулись Google Maps: на сервисе закрылись возможности рекламного продвижения, перестали публиковаться отзывы и оценки пользователей в карточках российских компаний.
Однако информация на Google Maps продолжает обновляться. Владелец бизнеса, как и прежде, может заполнять уже существующие карточки компаний актуальной информацией, вносить изменения и корректировки, а также добавлять новые филиалы. Пользователи, привыкшие к картам Google, продолжают использовать эту платформу, так что списывать ее со счетов совершенно не стоит.
Рекомендации для бизнеса в 2023 году:
- Компаниям необходимо продолжать поддерживать присутствие на Google Maps: сервис все еще функционирует, пользователи ищут информацию, строят маршруты, изучают фотографии, звонят и переходят на сайты из профиля организации.
- Вместо рекламного продвижения используйте все бесплатные возможности для органического роста трафика: обновляйте данные, загружайте свежие фотографии, актуализируйте расписание работы филиалов. Все эти действия повышают поисковую выдачу и увеличивают поток пользователей.
«Мир без границ» на « Яндекс Картах» и «2ГИС»
В течение всего 2022 года компания «Яндекс» переживала различные преобразования, но сам картографический сервис вполне успешно развивался и приспосабливался к новым условиям. С карт «Яндекса» исчезли границы регионов, городов и республик, теперь сервис ориентирован на отображение физико-географической информации.
«Яндекс Карты — это универсальный городской сервис, который помогает находить организации и места поблизости, выбирать общественный транспорт и строить автомобильные маршруты. Это основные сценарии у наших пользователей», — сообщили Sostav представители компании.
Картографический сервис «2ГИС» также больше не отображает границы государств, но на прямые функции карт это никак не влияет.
Рекомендации для бизнеса в 2023 году:
- Если вам важно подчеркнуть принадлежность вашего филиала к опредёленному региону, вынесите эту информацию в описание. Это может быть актуальным, например, для филиалов, которые находятся близ границ, имеющих ограничения по оплате в определенной валюте
и т. д.
«Карты будущего» от «Яндекса» и «2ГИС»
В декабре 2022 года почти одновременно компании «Яндекс» и «2ГИС» представили карты нового поколения.
На «Яндекс Картах» планируется полностью изменить дизайн дорог, развязок, зданий и других объектов, они станут более реалистичными. Со временем на картах также изменится внешний вид зданий (появятся окна, крыши, подъезды и пандусы). В целом это хорошо скажется на навигации, водителям и пешеходам будет проще ориентироваться.
«2ГИС» также показал первые прототипы иммерсивных карт. На них здания и достопримечательности прорисованы более реалистично и подробно, а пользователь может проникнуться атмосферой данного места, как будто он разглядывает фотографии путеводителя. «С такой детализацией мы приближаемся к тому, как город выглядит в реальной жизни. Мы работаем над реализацией подобных объектов на карте в "2ГИС", они будут появляться начиная со следующего года», — рассказал руководитель технологического направления «2ГИС» Дмитрий Демченко.
Напомним, что Google уже давно развивает направление иммерсивных карт: осенью 2022 года на картах насчитывалось 250 иммерсивных локаций по всему миру.
Рекомендации для бизнеса в 2023 году:
- Пока «Карты будущего» только запускаются, позаботьтесь о том, чтобы пользователи легко находили дорогу в ваши филиалы: проверьте точность геоданных и адресов, разместите актуальные фотографии фасада здания и входа в офис.
- Если у вас возникают сложности с нанесением точного адреса на карту (а это часто случается, если филиал расположен в промзоне или на трассе), обратитесь к службам поддержки онлайн-карт или, если время дорого, к экспертам специализированных сервисов по работе с онлайн-картами: они знают, как решать такие проблемы.
Большие данные на «2ГИС» в помощь бизнесу
Новый продукт для бизнеса «2ГИС Про» доступен по подписке с 7 декабря 2022 года. На основе big data «2ГИС» предлагает обезличенные данные о том, где и какие услуги ищут 60+ млн пользователей картографического сервиса, какие организации работают на обозначенных территориях, как много людей здесь живет или работает, какова плотность и этажность застройки и др.
«Данные "2ГИС" могут подкрепить гипотезы, которые важны на старте бизнеса, и дать уверенность перед сделкой или запуском новых инвестпроектов», — сказал руководитель отдела продаж контента «2ГИС» Максим Игнатов.
Рекомендации для бизнеса в 2023 году:
- Чтобы выстроить стратегию развития бизнеса, используйте статистику с разных ресурсов. Так как аудитория трех основных картографических сервисов пересекается лишь частично, наиболее полная картина будет складываться при анализе данных со всех трех платформ: Google Maps, «Яндекс Карт» и «2ГИС». Сравнить статистику можно самостоятельно либо в личном кабинете специализированного сервиса по работе с онлайн-картами.
Основные тренды локального маркетинга 2023 года
Какие еще тренды 2022 года по работе с геосервисами будут актуальны в новом году:
- Внимание к органическому росту трафика. Скорее всего, в 2023 году сохранится тенденция сокращения рекламных бюджетов. Поэтому так важно полностью использовать бесплатные возможности геосервисов, следить за данными на картах, работать с отзывами пользователей.
Рекомендации: Поддерживайте актуальные данные на Google Maps, «Яндекс Картах» и «2ГИС»: адрес, контактную информацию, описание, режим работы, фото. SEO карточек позволяет повысить позиции в поисковой выдаче и тем самым привлечь новых клиентов. Можно воспользоваться специализированными сервисами для работы с онлайн-картами, которые предоставляют полную статистику и сравнительные отчеты по позициям в поисковой выдаче и ключевым запросам. Аналитика поможет улучшить SEO карточек, вы можете замерить данные на момент сейчас, а потом — после внесения изменений и отслеживать динамику.
- Отзывы на картах набирают популярность. В 2023 году сохранится рост значимости отзывов на «Яндекс Картах и «2ГИС». Геосервисы становятся важнейшими платформами для коммуникации с потребителем. Пользователи продолжат взвешенно подходить к выбору товаров и услуг и изучать отзывы перед покупкой. Согласно свежим исследованиям потребительского поведения, 98% пользователей читают отзывы на онлайн-картах прежде, чем сделать выбор (что на 28% больше по сравнению с данными допандемийного 2019 года).
Рекомендации: Собирайте все отзывы в единую ленту с помощью специальных сервисов, чтобы не пропустить ни одно сообщение. Отвечайте на все отзывы: этого ждут потребители, к тому же алгоритмы карт расценивают ответ компании как дополнительную активность и повышают позиции карточки в поисковой выдаче. Работайте с рейтингом и репутацией.
- Ребрендинг сетей в онлайне. Тенденция 2022 года сохранится: целые бизнесы будут менять свою структуру, одни компании будут поглощать другие, фирмы будут менять свое позиционирование и названия, будут закрываться одни офисы и открываться другие. Все эти процессы будут активно отражаться и в геосервисах.
Рекомендации: При ребрендинге помните о том, что важно внести изменения в карточки компании на онлайн-картах, при необходимости удалить данные о неработающих филиалах. Это не всегда удается сделать самостоятельно, особенно на Google Maps, но сервисы по работе с онлайн-картами помогут решить эту задачу.
Артем Ефремов, генеральный директор и сооснователь компании «Поинтер»:
В целом роль локального маркетинга для продвижения товаров и услуг в 2023 году будет расти. Люди продолжат активно пользоваться картографическими сервисами, строить маршруты, оставлять отзывы и выставлять оценки филиалам. Несмотря на сокращение функционала, Google Maps остаются важной платформой для бизнеса со своей довольно большой аудиторией, хотя и не в качестве отзовика. «Яндекс Карты» и «2ГИС» планируют активно развивать бизнес-направление, скорее всего для компаний появятся новые опции и возможности. Мы видим общую тенденцию использовать big data геосервисов для анализа конкурентной среды и поиска новых ниш — на это есть запрос, и уже предлагаются решения. Однозначно будут развиваться возможности онлайн-карт по работе с обратной связью потребителей.