На этой неделе Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, вводящий штрафы до 700 тыс. руб. за отсутствие маркировки рекламы в интернете. Наказание за неисполнение требований нового закона наступит с 1 сентября 2023 года. Как выяснили специалисты исследовательского центра АРИР/АКАР/РАМУ, свыше половины респондентов относятся к закону о маркировке «отрицательно», причём негативных взглядов придерживаются всё больше игроков (результаты опроса есть в распоряжении Sostav).
Аналитики центра провели две волны исследования: опросили рынок в апреле и июне 2023 года, чтобы оценить изменения в отрасли после принятия закона о маркировке рекламы, а также узнать мнения игроков о работе с Единым реестром интернет-рекламы (ЕРИР) и операторами рекламных данных (ОРД).
По итогам первой волны негативное отношение к закону о маркировке высказывало 53% опрошенных, во второй волне — 56%. В июне всего 7% игроков положительно воспринимают новую законодательную инициативу.
В Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) отмечают, что при высоком отрицательном отношении к закону в целом большинство опрошенных продолжает работу по внедрению требований закона о маркировке интернет-рекламы в свои бизнес-процессы.
Участники индустрии стали лучше понимать требования к маркировке рекламы, говорится в исследовании. Стало больше организаций (30%), практически готовых к завершению пилотного-тестового периода в процессах размещения рекламы. В первую волну исследования таких компаний было 18%.
К июню увеличилось и количество игроков, которые частично умеют маркировать рекламные продукты — 39% респондентов против 31% в первой волне. Только 14% компаний имеют полное представление о том, какую рекламу необходимо маркировать в целом.
Согласно результатам опроса, более половины респондентов ещё не работали с ЕРИР — таких 58% компаний по состоянию на июнь 2023 года.
Игроки, которые уже начали работать с реестром, отмечают положительные характеристики системы: удобства аутентификации и входа в личный кабинет через ЕСИА. Однако есть и пункты, подвергшиеся критике.
Большинство опрошенных всё ещё не удовлетворены точностью и полнотой информации о маркированной рекламе, однако их доля сократилась — с 55% в первую волну до 42% во вторую. Кроме того, к июню 50% участников не устраивает процесс работы с интерфейсами для сравнения данных ЕРИР с данными организационного и бухгалтерского учёта.
Во вторую волну исследования до 63% возросла доля респондентов, которые полностью не удовлетворены возможностью оптимизировать затраты на интернет-рекламу с помощью ЕРИР, говорится в исследовании.
Согласно результатам опроса, по уровню популярности среди респондентов ОРД распределились следующим образом:
- МТС («МедиаСкаут») — на первом месте по использованию (48%);
- «Яндекс» («Яндекс Оператор Рекламных Данных») — на втором месте по распространённости (41%);
- VK («ВК Рекламные технологии») — 28%, замыкает тройку самых популярных ОРД.
- Ozon («ОЗОН ОРД») — 28%;
- «Амбердата» («ОРД-А») — 26%;
- «ВымпелКом» («Первый ОРД») — 20%;
- «Сбер» («Лаборатория разработки») — 17%.
Респонденты поделились мнением и высказали инициативы по трансформации работы с ОРД и личным кабинетом ЕРИР. Игроки заявили о необходимости создания глоссария и чётких пошаговых инструкций всего процесса маркировки, а также унификации систем всех ОРД.
Представители рынка также выразили надежду относительно изменений интерфейса ОРД и ЕРИР, а именно автоматизации передачи данных и уменьшения ручного ввода. Участники исследования ожидают повышения качества обратной связи техподдержки, в том числе подробных FAQ и оперативных ответов.
Борис Омельницкий, президент АРИР:
До момента введения штрафов за нарушение закона о маркировке с 1 сентября 2023 года профессиональному сообществу необходимо приложить максимум усилий для обучения рекламодателей требованиям закона, интерфейсам работы с ОРД и ЕРИР, чтобы рекламодатели могли контролировать правильность маркировки и предоставляемых отчетов и избежали получение штрафов из-за технических и человеческих ошибок.