Sostav.ru
26.03.2023 в 13:00

Почему рынок производства корпоративного контента нуждается в консолидации

За последние пять лет он удвоился и составил почти 16 млрд рублей

4

Объем рынка по производству корпоративного видеоконтента превысил 15 млрд рублей. Такую статистику приводит агентство FreeMotion Group. Его сооснователь Андрей Котов рассказал, почему корпораты тратят все больше бюджетов на видеоконтент, и почему рынок остро нуждается в структуризации и консолидации.

Немного аналитики

Рынок производства корпоративного видеоконтента стремительно растет: по нашим данным, за последние пять лет он удвоился и составил почти 16 млрд рублей. Для сравнения, рынок рекламного видеоконтента остается на таком же уровне уже более пяти лет.

При подсчете расходов компаний мы ориентировались на затраты наших постоянных клиентов, среди которых Газпром, Роснефть, СБЕР, Ростех, ВТБ, Росатом, ЕВРАЗ, Северсталь, ЕвроХим, Ростелеком, СИБУР, Сахалин Энерджи, МегаФон, Уралкалий, БЕЛАЗ, МТЗ и других крупнейших корпораций России. По нашей оценке, за последние несколько лет сумма их среднего чека выросла минимум вдвое, если сравнивать с аналогичным периодом до 2018 года. О схожей динамике говорят и сайты тендерных закупок, где информация находится в открытом доступе, и другие игроки рынка, работающие с крупнейшими корпорациями (ТОП-400 крупнейших компаний России).

Причины роста

С чем связан столь стремительный рост сегмента производства корпоративного кино? Прежде всего, с тем, что корпоративный видеоконтент закрывает более широкий пул потребностей.

Так, рекламный телевизионный ролик или аналогичный формат для Интернета, как правило, длится 15−20 секунд. Это сильно ограничивает возможности производителя и заказчика. В то же время в нашей сфере количество продуктов исчисляется десятками. Это и ролики для инвесторов в рамках road-show, и визуализация отчетных (и не только) презентаций, и годовые отчеты крупнейших корпораций, и стратегические сессии с топ-менеджментом, маркетинг территорий, на которых работают предприятия и другие, более сложные, форматы под индивидуальные запросы клиентов. При этом, они остаются достаточно доступными. Приведу цифры: средний чек на производство корпоративного фильма составляет сейчас около 2 млн рублей. Для сравнения, средний чек на производство телевизионного рекламного ролика с двумя съемочными днями — около 8 млн рублей (за последние годы он упал).

В корпорациях поняли, что качественный видеоконтент — один из способов поддерживать HR-бренд, продвигать ценности компании среди сотрудников. Также это отличный способ воздействия на внешнюю аудиторию: жанр корпоративного документального кино позволяет продвинуть философию бренда, показать миссию компании и повысить лояльность клиентов. Кроме того, ролики используются компаниями для привлечения новых инвесторов. Это прекрасная возможность показать свою компанию в выгодном свете. Нередко видеоконтент используется для коммуникации с органами власти (GR-функция).

Проблемы рынка и варианты решения

Быстрый рост рынка приводит к возникновению ряда проблем:

  • Низкая консолидация. Рынок видеоконтента можно назвать достаточно «диким». На долю десяти крупнейших компаний-производителей в этом сегменте приходится меньше 10% объема рынка, остальное — маленькие фирмы и отдельные фрилансеры, которые почти не коммуницируют между собой. Это разительно отличается от близкого по смыслу рынка производства рекламного контента. Там десять компаний обслуживают весь крупный отечественный бизнес. Для решения этой проблемы необходимо качественное репрезентативное объединение производителей корпоративного видеоконтента и документалистики, куда войдут компании, отвечающие четким критериям. Например, количество лет на рынке, количество работ, награды на престижных фестивалях, наличие собственного персонала/привлечение сторонних подрядчиков. Такой подход позволит оставить на рынке только профессиональных участников и поможет стать более заметными компаниям из регионов, они смогут выйти на глобальный рынок и занять свои ниши. Мы ориентируемся в том числе на опыт западных коллег. Во Франции, Германии, Великобритании, США вокруг крупных лидеров рынка формируются талантливые творческие группы, которые стабильно получают хорошие заказы. Консолидация — важное и неизбежное условие для роста и масштабирования отрасли;
  • Отсутствие выстроенной коммуникации с властью. Это тоже следствие разрозненности рынка. Решить проблему поможет создание новой ассоциации, которая сможет эффективно работать и представлять интересы отрасли на разных уровнях. Такое объединение станет посредником между властями и бизнесом, нарастит переговорную силу, поможет игрокам быть услышанными и быстрее получать государственную поддержку. Наша компания как раз работает в этом направлении. Например, фармпроизводители, металлурги, ритейлеры давно обладают мощным ресурсом для отстаивания интересов своих отраслей, с ними считаются на разных уровнях;
  • Сложности для заказчиков. Хаотичность рынка также создает сложности для заказчиков, которые часто не понимают, как и по каким критериям выбрать подрядчиков для своих проектов. Корпорациям нужны финансово надежные подрядчики, лидеры в своем сегменте рынка. Но пока у них нет понимания, кто таким лидером является. Часто приходится ориентироваться только на стоимость, но на выходе есть риск получить некачественный контент, что подрывает доверие корпоратов к рынку производства корпоративного видеоконтента в целом. Это опять же результат разобщенности отрасли и отсутствия грамотных ассоциаций производителей. Здесь как раз очень помогли бы те самые критерии оценки, о которых мы писали выше. Рынку корпоративного видеопроизводства нужны сильные и устойчивые компании, на которые можно ориентироваться. При этом, небольшие компании, конечно, продолжат существовать и работать.

Структуризация и консолидация поможет сделать сферу производства корпоративного видеоконтента устойчивой, заметной и поспособствует эффективному взаимодействию игроков рынка.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.