45% микропредприятий отметили снижение выручки в 2022 году по сравнению с предыдущим годом. Это связано с сокращением спроса на товары, усложнением финансовых и логистических цепочек из-за санкций. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на опрос ПСБ, «Опоры России» и Magram Market Research.
27,5% представителей микробизнеса заявили, что их доходы не изменились и столько же — что они увеличились. Если брать весь сегмент микро-, малого и среднего бизнеса, то 42% сообщили о сокращении выручки, 18% — об её увеличении, оставшиеся 40% — о сохранении показателя на уровне предшествующего года, отмечается в исследовании.
По словам члена генсовета «Деловой России», гендиректора First Investonomika Алексея Порошина, существенно снизилось число компаний из сектора малого и микробизнеса — их стало меньше на 33 тыс. Компании, прежде всего, столкнулись с сокращением спроса из-за новых волн коронавируса, спецоперации и последующих санкций. Выручка начала проседать в связи с экономической неопределенностью, усложнением финансовых и логистических цепочек, а также нехваткой кадров на фоне частичной мобилизации.
Традиционно на первом месте по объему выручки осталась торговля, на втором — деятельность гостиниц и общественного питания. По приросту выручки по сравнению с 2021 годом лидируют компании из сферы информации и связи, культуры, спорта и развлечений, гостиниц и общепита. Рост прибыли субъектов МСП связан с появлением новых ниш после ухода иностранных компаний.
Эксперты ожидают в 2023 году плавный рост: малые предприятия быстро реагируют на изменения экономической ситуации и способны быстро перестроиться. Традиционно после провала начинают активно развиваться торговля, логистика и новые каналы поставок. Кроме того, ожидается активный рост компаний, которые связаны с оборонной отраслью. При этом, по мнению участников рынка, сократится доля инвестиционных проектов.