Крупнейшие торговые сети России столкнулись с массовыми отказами в продлении или выдаче лицензии на продажу алкоголя. Причиной отказа может стать, в частности, наличие у ритейлера неоплаченных штрафов в сфере оборота спиртного, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источник.
По словам источника, только в Москве и Подмосковье сети ежемесячно получают примерно 15 отказов в выдаче или продлении лицензий, а в регионах ситуация еще хуже. В X5 Retail Group подтвердили, что столкнулись с такими случаями. Об отказах в выдаче лицензий говорят и в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ; объединяет X5, «Магнит», «Ленту», Auchan, Metro и пр.).
Торговые сети столкнулись с проблемой выдачи лицензии во второй половине 2019 г. после вступления в силу поправок к закону о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции. Согласно им, причиной приостановки лицензии может стать наличие у ритейлера неоплаченных штрафов в сфере оборота спиртного, который есть в Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП). Для разрешения ситуации сетям приходится повторно обращаться в профильные органы после оплаты штрафов, дождавшись, пока сведения будут внесены в систему, поясняет источник. Процесс занимает до шести месяцев, за время которых магазины не могут продавать алкоголь и, соответственно, недополучают выручку. Сети вынуждены приостанавливать продажу алкоголя на длительные сроки, что грозит серьезными убытками, говорят в АКОРТ.
В Минпромторге признают наличие проблемы и считают, что она требует «срочного решения». В министерстве отметили, что разрабатывают законопроект, согласно которому основанием для отказа в выдаче лицензии будет только наличие просроченной задолженности, а не штрафа в целом.
Согласно данным сервиса 2ГИС, количество специализированных алкогольных магазинов в России стремительно растет — в некоторых городах годовые темпы роста их открытий доходят почти до 70%. Только в Москве сейчас работают 3,1 тыс. таких точек, что на 9% выше августа прошлого года, а количество магазинов пива за тот же период выросло на 11%, почти до 2 тысяч.