Сейчас о роботизации логистики на складах, а также о создании собственных роботов, задумывается всё больше компаний. В апреле 2023 года об открытии центра робототехники сообщил «Яндекс», начал тестировать на распределительном центре беспилотники Wildberries, а ещё в 2021 году лабораторию по созданию роботов запустил Ozon. При этом полное производство роботов российскими ритейлерами сейчас затруднительно и затратно. Даже специализирующиеся на этом компании несут убытки. Почему онлайн-ритейлеры идут по этому пути, разбирался Sostav.
E-commerce заменяет человеческий фактор на роботический
Выполняя работу вместо людей, роботы помогают увеличивать число отгрузок, снижать количество ошибок при подборе заказов, повышать прослеживаемость движения товарной позиции, а также исключать нехватку кадров, рассказывает Ольга Мудрова, исполнительный директор Национальной Ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР). По разным оценкам, роботы позволяют экономить от 30% до 80% рабочего времени сотрудников и сокращают влияние «человеческого фактора». Эти задачи становятся особенно актуальными для компаний, которые расширяют бизнес.
Спрос на роботизацию в ритейле растёт благодаря сегментам e-commerce и e-grocery, отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Традиционной торговле оснащать распределительные центры дорогостоящими роботами пока нерентабельно: распределительных центров слишком много, они отличаются размерами, большим количеством товарных позиций и направлены на обслуживание нескольких регионов.
Историческая справка
Роботизация складов в России начала активно развиваться примерно с конца 2010-х. Однако более массовое использование началось с 2015 года. Триггером стал Amazon. В 2012 году он приобрел компанию Kiva Systems, занимавшуюся разработкой и производством автономных роботов для складской логистики. В результате Amazon стал внедрять их на своих складах. Это событие привлекло к новой тенденции мировое внимание, в том числе среди российских игроков.
Одним из драйверов роботизации в России стала конкуренция на рынке логистики: компании стараются повышать эффективность и снижать затраты. Также есть фактор, связанный с удалённостью большинства складов от центров жизни населения, рассказывает Иван Федяков, основатель и глава группы компаний INFOLine. Завозить туда персонал вахтовым методом достаточно дорого. Кроме того, работники могут красть товары. «Соответственно, растут потери, и объективно для развития складской деятельности в нашей стране без роботизации обойтись будет крайне сложно», — поясняет Федяков.
Промышленные или сервисные: в чём разница?
Роботизация логистики происходит за счет промышленных и сервисных роботов.
- Промышленными роботами называют устройства, которые прикреплены у основания и никак не перемещаются, но могут захватывать товары и перекладывать их в определённые места.
- Сервисные роботы могут перемещаться вместе с грузами из точки А в точку Б. Среди них есть антропоморфные, робособаки, БПЛА или беспилотники, дельта-роботы (машины для упаковки и сортировки) и роботы-тележки.
Дорогостоящая, но необходимая экзотика
Складские роботы в России чаще становятся темой для инфоповодов СМИ, нежели реальным нововведением, которое повышает производительность и снижает издержки, считает аналитик направления «Логистика» Data Insight Сергей Семко. Несмотря на широкую автоматизацию различных складских процессов, роботы пока остаются экзотикой.
Рынок производства промышленных роботов в России ещё достаточно молодой, поясняет Игорь Караев. По прогнозам Boston Consulting Group, мировой рынок профессиональных сервисных роботов будет расти ежегодно на 25−30% до 2030 года. Но Россия по показателю количества роботов на 100 тыс. человек на производстве отстает от мирового бенчмарка в 20 раз, замечает эксперт технологической практики «ТеДо» Екатерина Бухарова. Если в Китае ежегодно устанавливается более 250 тыс. промышленных роботов, то Россия к 2022 году не входила даже в десятку стран по уровню роботизации предприятий.
Несмотря на это, уровень производства и создания роботов в России одинаков с зарубежными компаниями, отмечает гендиректор RoboСV Азиз Бейтуллаев. Сейчас специалисты уже охватили все возможные перемещения — горизонтальные, вертикальные и напольные, рассказывает он.
Роботы окупятся не сразу
Препятствием для роботизации складов становится стоимость таких решений — для массового применения на классических распределительных центрах она достаточно велика, поясняет Караев. «Покупка роботов для компаний может стать проектной работой, и стоимость в таких случаях начинается от 3 млн руб. Стандартный срок окупаемости — 2−3 года. Также на этот срок влияет приобретаемый объём роботов», — рассуждает Бейтуллаев.
Если же компания хочет исключить людей из процесса полностью, то срок окупаемости стартует от 5 лет, считает директор Центра робототехники «Сбера» Алексей Гонноченко. Такие решения обрастают большим числом опций и заказных работ.
Есть организации-сторонники подхода «лоскутковой» автоматизации. В таких случаях решения должны замещать один конкретный участок, а ожидания окупаемости составляют от нескольких месяцев до года, пояснил Гонноченко.
В вопросе производства складских роботов локальные компании зачастую заинтересованы в сотрудничестве с отечественными производителями, рассказывает Бухарова. Такие партнёры обычно предлагают комплексные решения, включая интеграцию роботов на складах. Это значительно упрощает и ускоряет процесс внедрения. Кроме того, российские интеграторы способны разрабатывать индивидуальные решения, учитывая особенности рынка и потребности клиентов.
Алексей Гонноченко, директор Центра робототехники «Сбера»:
Покупать полностью готовые решения — это всегда входить в зависимость от них, от поставок, обслуживания, ремонта и обновления. Когда мы говорим о логистике, чаще всего речь заходит о бизнес-критических процессах, и цена даже короткой приостановки деятельности будет исчисляться миллионами рублей потерь. Не говоря о репутационных потерях, которые не всегда можно компенсировать деньгами.
Кто в России строит складских роботов
Сегодня на российском рынке среди компаний, занимающихся производством складских роботов, можно выделить Ronavi Robotics, Metra Digital Logistics и RoboCV. А среди интеграторов логистических решений для других организаций — Nissa Engineering и RMS. Есть и новые производители, чьи разработки в ближайшее время выйдут на рынок, отмечает Ольга Мудрова.
Роботизация пока не выглядит прибыльным вложением. Ronavi Robotics за 2022 год вышел в минус на 53 млн руб. Компания претерпевала потери с 2018 года. RoboCV начала выходить в прибыль с 2021 года (11,32 млн руб.), а до этого несла убытки. Прибыль Metra Digital Logistics в 2022-м составила 1 млн руб. при выручке в 190,13 млн руб.
По словам Ивана Федякова, если рассматривать производство и проектирование роботов как отдельную самостоятельную деятельность, то это достаточно дорогостоящая работа, требующая большого количества новых технологий и оборудования. Поэтому большинство специализированных компаний работают либо на грани рентабельности, либо убыточны — в данном случае это проекты, которые должны быть реализованы в будущем с точки зрения масштабирования.
Иначе обстоят дела с разработкой роботов внутри онлайн-ритейлеров. Как поясняет Федяков, центр прибыли этих компаний сосредоточен в реализации товаров, а не в управлении складами, поэтому производство роботов может быть вполне экономически эффективным и оправданным.
Иван Федяков, основатель и глава группы компаний INFOLine:
Большинство организаций покупают стартапы, более мелкие компании, которые занимаются разработкой в этой области. С точки зрения объемов инвестиций, которые вкладывают крупные маркетплейсы, эти суммы зачастую не столь значительны. А вот экономический эффект, который может быть получен благодаря успешной реализации этих проектов, эти инвестиции перекроет с лихвой.
- Собственные разработки программных роботов, которые применяются, в том числе на распределительных центрах, есть у «Лаборатории Сбера», которая создала шаттловую систему для складов «СберМаркета».
- Также одним из первых роботизацией озадачился Ozon, открыв свой департамент. Сейчас над технологиями автоматизации складов там трудятся 300 человек из команды ИТ-инженеров Ozon Tech, рассказали в пресс-службе маркетплейса. В планах компании — разработать систему, которая будет обрабатывать до 100 тыс. запросов в секунду.
- Недавно свой центр робототехники открыл «Яндекс Маркет». Там роботов собирают на собственном ПО компании: инвентаризаторов и транспортировщиков. Детали и комплектующие частично производят под заказ в РФ, частично закупают в России и за рубежом. Компания не планирует ограничиваться производством техники для собственных нужд, промышленных роботов будут предлагать сторонним клиентам, в том числе иностранным, отметили в пресс-службе «Яндекс Маркета».
«Почта России» так же тестирует у себя различные решения, рассказала Мудрова, а СДЭК роботизировал свои площади с помощью интегратора Nissa Engineering.
Однако по мнению Алексея Науменко, заместителя директора технологической практики Kept, полное производство российскими ритейлерами роботов для складов сейчас затруднительно. Сложности возникают не в разработке программного обеспечения, а в разработке оборудования (конвейеров, лифтов). Нужны большие вложения в R&D, которые входят в стоимость конечного оборудования. Если срок окупаемости иностранного оборудования 3−5 лет, то у отечественного он намного выше, так как в него входят понесенные затраты на R&D, а детали и снабжение необходимо менять каждые 5 лет. При этом поддержка и ремонт отечественного оборудования для производителей будет намного выше, так как образцы не испытаны временем — будут постоянные доработки.
Что мешает роботам укорениться на складах
Главное препятствие в развитии роботизации едино для всех отраслей и направлений — большинство потенциальных заказчиков не знают о преимуществах роботизации, какие проблемы она может решать и какие нужды промышленных, производственных и торговых предприятий может закрывать, рассуждает Ольга Мудрова.
Екатерина Бухарова, эксперт технологической практики «ТеДо»:
Это нежелание можно объяснить отсутствием большого количества успешных примеров на российском рынке, которые бы демонстрировали значительную выгоду в сравнении с традиционными методами работы. Также большинство крупных компании уже инвестировали значительные суммы в традиционные склады, и переориентация на работу с роботами требует значительных затрат и не является выгодной из-за доступности дешевой рабочей силы.
Однако с конца прошлого года запрос на роботов начал расти, рассказывает Азиз Бейтуллаев. В основном обращаются производственные компании, у которых есть свои заводы. Для них основная задача — перемещать паллеты из точки А в точку Б. Складские комплексы обращаются реже по причине постоянно изменяющейся инфраструктуры складов.
Азиз Бейтуллаев, генеральный директор RoboСV:
Стеллажи переставляются, меняются дороги: сегодня роботы должны проезжать в одном месте, а завтра в другом. И их приходится перепрограммировать под эту изменяющуюся структуру. Это больше 3PL-операторов (компании, которые предоставляют комплексные логистические услуги третьим сторонам — прим. Sostav) касается. Раньше у нас софт был не такой гибкий. Долго перестраивался на новые изменения в складах, но сейчас мы его доработали.
Определенные ограничения накладывает уход западных поставщиков, на чьих решениях ранее базировалась автоматизация. Также мешают логистические проблемы с поставками комплектующих, производство которых пока не локализовано в России, рассказала Мудрова. «В какое-то время был коллапс, всё стало дороже, и компании переориентировались на другие рынки, вместо Европы — на Китай и Казахстан. Однако сложившаяся ситуация никак не подстегнула российское производство», — указал Бейтуллаев.
Также существует большое разнообразие оборудования, часть из которого осталась без поддержки, (например, конвейеры), рассуждает Алексей Гонноченко. Решения об интеграции с ним роботов в каждом конкретном случае зависят от совокупности факторов. Если система простая, то проще потратить неделю времени специалиста по программированию микроконтроллеров и решить вопрос кардинально, перейдя на доступные аналоги контроллеров, поясняет эксперт. Если система большая и сложная и, например, имеет интеграции с уникальными дорогостоящими компонентами, начинается поиск обходных решений, таких как создание параллельной «буферной» системы управления.
По словам Мудровой, драйвером развития складской роботизации может стать средний бизнес.
Ольга Мудрова, исполнительный директор Национальной Ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР):
Крупный бизнес уже роботизирован или автоматизирован, в ближайшее время покупка технологий ему не потребуется. Малый бизнес не имеет средств на полноценную роботизацию своих логистических процессов. Остается средний бизнес, который может пойти в сторону роботизации при двух вариантах: произведственные мощности уже устарели, либо бизнес расширяет свои площади.
Таким образом, собственное производство роботов может быть выгодно для онлайн-ритейлеров, поскольку затраты могут окупиться за счет продажи товаров на маркетплейсах. Обойтись без роботизации для развития складской деятельности в дальнейшем будет достаточно сложно.