Сегодня крупнейшие российские интернет-платформы и СМИ подпишут меморандум о фактчекинге. В частности, документ коснётся маркировки фейкового контента пользователей, сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники.
Документ планируют подписать РБК, ТАСС, РИА, Rambler & Co, «Интерфакс», «Ведомости», «Известия» и The Bell. Они будут проверять информацию на интернет-площадках, включая «Яндекс.Дзен», Mail.Ru Group, Rutube и Avito. Кроме того, проверять факты в сообщениях будет АНО «Диалог». Держателем меморандума выступит Региональная общественная организация «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ). Срок действия документа — один год с возможностью дальнейшего продления.
Участники соглашения должны будут прийти к общему алгоритму проверки информации и маркировки фейкового контента. Выявлять недостоверную информацию начнут сами интернет-площадки в ходе мониторинга либо по обращению пользователей или фактчекеров. Признать информацию фейковой может только сама платформа.
Приоритет в проверке информации на достоверность отдается сообщениям о количестве погибших (например, во время ЧС), и коронавирусе, исторических событиях, а также сведениям, провоцирующим ажиотажный спрос, рост цен или разжигающим межнациональную рознь.
В документе точно не указано, о каком контенте идёт речь — пользовательском или СМИ. Однако предполагается, что речь идёт именно о пользовательском контенте, поскольку в соглашении участвуют «Яндекс.Дзен», «ВКонтакте», «Одноклассники» и LiveJournal. Кроме того, законом предусмотрена ответственность СМИ за публикацию фейков, поэтому включать их в список площадок, где предполагается маркировка недостоверного контента, излишне, добавляет один из собеседников издания.
Ранее президент Владимир Путин не пропустил принятый Федеральным собранием закон о фейках в СМИ, который предполагает, что главред издания и журналист, написавший материал, будут нести ответственность за фейковую информацию, даже если статья цитирует источник. Он был отдан авторам инициативы на доработку.