Sostav.ru
26.12.2019 в 15:00

Рунет 2019: суверенность, суперприложения и 5G

Что произошло с российским сегментом интернета в этом году

В 2019 году Рунету исполнилось 25 лет. Число пользователей, новых проектов и игроков на рынке непрерывно растет, а вместе с ними и уровень государственного регулирования отрасли. Ключевые цифры и события Рунета за 2019 год — в материале Sostav.


78% россиян регулярно пользуются интернетом

Согласно данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2019 году совокупная аудитория Рунета выросла до 96,9 млн человек, а уровень проникновения интернета среди населения составил 78,1%. Мобильная аудитория также показала рост — в этом году она достигла 85,2 млн человек.

В городах с населением от 100 тыс. человек мобильным интернетом пользуются 47,1 млн. В городах с населением менее 100 тыс. человек в интернет с мобайла заходят 37,4 млн. Однако в малых населенных пунктах доля интернет-пользователей, которые выходят в сеть только с мобайла, выше, чем в крупных городах — 41% против 27%.

Mediascope

При этом рост происходит не только за счет мобильных устройств, но и за счет увеличения количества пользователей старших возрастных групп. За последние два года количество пользователей старше 64 лет стало больше на 55% и достигло 7,5 млн человек (данные за декабрь 2018 — май 2019). Проникновение интернета среди молодежи (12−34 лет) уже превысило 90%, поэтому эта группа уже не так влияет на общую динамику сегмента.

Суверенный интернет

С 1 ноября вступил в силу закон «о суверенном Рунете», направленный на обеспечение безопасного и устойчивого функционирования интернета на территории России. При возникновении рисков Роскомнадзор возьмет управление на себя и будет фильтровать интернет-трафик с помощью специального оборудования, которое на свои сети установят операторы. Минкомсвязи обозначило перечень угроз, которые могут привести к изоляции Рунета и переходу к централизованному управлению:

  • угроза целостности (невозможна установка соединения и (или) передача информации между пользователями);
  • угроза устойчивости (частично не работает оборудование или происходят природные или техногенные катастрофы);
  • угроза безопасности (попытки взлома оборудования провайдеров или оказание «дестабилизирующего внутреннего или внешнего информационного воздействия» на сети связи).

В любой непонятной ситуации, если вероятность угрозы будет высокой или уровень ее опасности эксперты оценят именно так, управление Рунетом на себя возьмет Роскомнадзор.

В начале декабря операторы связи вновь попросили внести уточнения в закон. Компании считают необходимым прописать в документе запрет на использование данных абонентов фирмам, которые займутся установкой специального оборудования. На данный момент сохранность данных никак не регламентируется, и теоретически те, кто имеет к сетям доступ, может воспользоваться информацией в своих целях.

24 декабря Минкомсязи сообщило об успешном проведений учений по «суверенному Рунету». Как отметил заместитель министра Алексей Соколов, учения подтвердили, что власти и операторы готовы оперативно отреагировать на внешние угрозы и обеспечить бесперебойную работу интернета и связи.

Законопроект о значимых интернет-ресурсах и удар по «Яндексу»

Летом депутаты Госдумы предложили ограничить долю иностранного владения крупными информационными ресурсами до 20%. Представители Роскомнадзора концептуально поддержали законопроект, при этом ФАС и Минкомсвязь выступили против, заявив, что документ нужно доработать. Сами технологические компании — «Яндекс», Mail.ru, «МегаФон» и ivi — раскритиковали инициативу. «Яндекс» назвал законопроект дискриминирующим. На фоне обсуждения законопроекта акции «Яндекса» упали почти на 20%, однако потом постепенно восстановились.

В ноябре «Яндекс» объявил о новой структуре управления компанией — некоммерческом Фонде общественных интересов. Он получит «золотую акцию» компании, держателем которой раньше был Сбербанк.

До передачи эта акция позволяла блокировать консолидацию 25% акций «Яндекса» в одних руках. Теперь с ее помощью можно будет блокировать консолидацию 10% и более голосующих или экономических акций в одних руках. Фонд также будет выдвигать двух из двенадцати директоров в Совет директоров компании и получит право вето на решения компании по таким вопросам, как передача персональных данных российских пользователей или значимой интеллектуальной собственности.

Фонд состоит из представителей российских университетов и негосударственных организаций, а также менеджмента компании. Как рассказал сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож, запуск фонда — решение, оптимальное для трех сторон. Это оставит управление компанией в прежних руках, сохранит уверенность международных инвесторов в перспективах «Яндекса» и защитит интересы страны.

После объявления о новой структуре «Яндекса» депутаты отозвали законопроект о значимых интернет-ресурсах «на доработку».

Российский софт на всех устройствах

В декабре Путин подписал законопроект о предустановке российского софта на смартфоны, компьютеры и телевизоры с функцией Smart TV. Закон вступит в силу 1 июля 2020 года.

Эксперты отмечали, что закон может ударить по американской компании Apple. Операционная система iOS не предполагает предустановки сторонних программ. Таким образом, законопроект вынудит компанию «пересмотреть свою бизнес-модель в России» или полностью уйти из страны.

Производители электроники и ритейлеры предупредили, что вступление в силу закона может привести к проблемам со стабильностью работы этих устройств. Они предлагают распространить ответственность за их работу на производителей программного обеспечения.

Операторы договорились о развитии 5G

«МегаФон», «Ростелеком», «ВымпелКом» и «МТС» договорились создать совместное предприятие, которое займется подготовкой к запуску 5G в России. Деятельность предприятия будет направлена на расчистку частотного ресурса для построения участниками собственных сетей нового поколения.

Эксперты считают, что с появлением 5G увеличится количество пользователей, которые пользуются только мобильный интернетом. Откроются новые возможности для рекламы: видео, геймификация, персонализация, точный таргетинг, дополненная реальность.

Суперприложения

В этом году крупные компании заявили о разработке собственных суперприложений. Такие приложения объединяют в себе сразу множество функций: мессенджера, соцсетей, онлайн-магазина, заказа услуг, финансовых услуг и многое другое. Они очень популярны в Китае: WeChat, по данным Statista, пользуется более 1,15 млрд человек, AliPay, по данным компании, — 1 млрд.

Принадлежащая Mail.Ru Group соцсеть «ВКонтакте» на сегодняшний день является таким суперприложением, считают в компании. «ВКонтакте» можно заказать такси и доставку еды, посмотреть прогноз погоды, купить товары на AliExpress и оплатить покупки через собственный сервис онлайн-оплаты VK Pay.

О намерении создать суперприложение заявил и банк «Тинькофф». В декабре банк добавил в свое мобильное приложение «Сервисы». Теперь прямо из него пользователи могут записаться к врачу, вызвать такси и оформить кредит.

В новом году свое суперприложение представит ВТБ. Оно объединит сервисы вызова такси, доставки еды, бронирования ресторанов, покупки билетов, а также финансовые сервисы. К проекту могут присоединиться «Магнит», «Яндекс», Burger King и РЖД.

По словам источника РБК, над собственными суперприложениями также работают «Яндекс» и Сбербанк.

«Умные» колонки и голосовые ассистенты

Также как суперприложения, российские компании любят голосовые технологии. В начале октября новую «умную» колонку представил «Яндекс». Первую «Яндекс.Станцию» компания выпустила в мае 2018 года. Новое устройство стало меньше по размерам, в нем отсутсвует подключение к ТВ, но и цена по сравнению с большой станцией также уменьшилась. В новую колонку встроен голосовой помощник «Алиса». Устройство умеет распознавать жесты для настройки громкости и выключения, также в ней есть режим игры на музыкальных инструментах.

«Умную» колонку с голосовым ассистентом «Марусей» в новогоднем ролике представила Mail.ru Group. Точная дата начала продаж пока неизвестна. В конце декабря МТС анонсировала собственную «умную» колонку и виртуального помощника «Марвина». Пока тестированием новинки занимаются сотрудники МТС. Официальной информации о старте продаж нет.

Разработкой собственной «умной» колонки занимается и Сбербанк. Детали пока неизвестны, но презентация гаджета скорее всего пройдет в новом году.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.