Аудитория российского сегмента интернета продолжает расти, увеличивается число законов, регулирующих работу иностранных IT-компаний, а штрафы за их нарушение бьют рекорды. О том, что происходило в рунете в 2021 году — в материале Sostav.
Статистика
Ежемесячная аудитория рунета в 2021 году превысила 100,2 млн человек — 81,9% населения страны, свидетельствуют последние данные Mediascope. Десктопная аудитория составила 60,5 млн человек, мобильная аудитория — 93,7 млн человек, эксклюзивная мобильная аудитория — 39,5 млн человек. Выходят в интернет со Smart TV 21,7 млн человек в месяц.
По другим данным, число российских пользователей интернета достигло 124 млн человек, об этом заявил глава Роскомнадзора Андрей Липов со ссылкой на исследование Global Digital.
Единый измеритель рунета
В июне 2021 года Госдума приняла закон о едином измерителе рунета. Согласно документу, измерение аудитории должно проводиться на основании методики, утверждаемой Роскомнадзором. Взаимодействие измерителя с сервисами будет проходить на основании соглашения, определяющего объём и содержание данных, а также способ и регулярность их передачи.
Законопроект с самого начала подвергся критике со стороны игроков медиарынка. Ассоциации больших данных (АБД) и «Интернет-видео», Медиакоммуникационный союз (МКС) и Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) считают, что часть сведений подпадает под закон о защите персональных данных. Участники рынка также опасаются, что площадки обяжут отдавать данные, которые могут быть использованы в коммерческих целях.
Закон запрещает измерителю «осуществлять распространение рекламы, а также выступать в качестве представителя или посредника рекламораспространителя», но, к примеру, Mediascope не нужно согласие телеканалов для сбора рейтингов, которые потом можно купить по подписке. Поэтому комиссия по связи Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) предложила Минцифры дополнительно запретить продажу и распространение как информации об аудитории отдельных интернет-ресурсов, так и результатов исследования на их базе.
Также Минэкономики раскритиковало методику подсчёта аудитории, разработанную Роскомнадзором, поскольку она не позволяет «верифицировать и контролировать проведенные исследования, поскольку на одном и том же материале могут быть получены разные результаты».
Пока единый измеритель рунета не определён — Роскомнадзор должен был выбрать организацию до 1 октября. Разработкой системы учёта рекламы в рунете займется AT Consulting — компания выиграла тендер на 96 млн руб.
Репетиция отключения рунета
В России с 15 июня по 15 июля прошли учения «по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования интернета» в рамках закона «о суверенном рунете». В них участвовали операторы «большой четверки» — «МегаФон», «Билайн», МТС и Tele2, а также «Ростелеком», «Транстелеком» и «ЭР-Телеком Холдинг». По данным источников РБК, учения прошли успешно, информации о сбоях не было.
После этого стало известно, что в 2022−2024 годах на работу суверенного рунета выделят почти 31 млрд руб. по программе «Информационное общество». На что именно направят эти деньги, не указано.
Закон о «приземлении»
В июле 2021 года Владимир Путин подписал закон о «приземлении» IT-гигантов. Теперь ресурсы с суточной аудиторией от 500 тыс. российских пользователей обязаны с 1 января 2022 года открыть местные представительства или учредить юридические лица. Компаниям, нарушившим закон о «приземлении», пригрозили запретить распространять рекламу, выступать в качестве площадки для российских рекламодателей и осуществлять денежные переводы.
В перечень Роскомнадзора вошли 13 компаний: Google (включая Google Play, YouTube и Gmail), Apple (iCloud, App Store и Apple Music), Meta Platforms (Facebook, Instagram и WhatsApp), Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, Viber, Spotify, Likeme Pte.Ltd. (Likee), Discord, Pinterest и Twitch.
Они должны разместить на своих сайтах электронные формы обратной связи с пользователями из России, зарегистрировать личный кабинет на сайте РКН и установить рекомендованный счетчик посещаемости, а также самостоятельно выявлять и блокировать противоправный контент на своих площадках.
Российский софт
В апреле 2021 года начал действовать закон об обязательной предустановке российского софта на импортируемые гаджеты — сроки дважды переносились из-за пандемии. Штрафы за нарушение составляют от 30 тыс. до до 200 тыс. руб.
В перечень, который вступит в силу 1 января 2022 года, входят 16 приложений для смартфонов и планшетов (11 из которых принадлежат «Яндексу» и VK), 12 сервисов для Smart TV и одна программа для компьютеров на Windows. Также на всех ввозимых смартфонах по умолчанию установят поисковик «Яндекса». С 1 января 2023 года в список добавят бесплатные приложения для электронных и аудиокниг.
Минцифры предложило устанавливать на гаджеты российские маркетплейсы, но представители e-commerce раскритиковали рекомендации ведомства: они считают, что критерии отбора написаны под Wildberries и угрожают конкуренции. Против предустановки маркетплейсов и аудиостриминговых сервисов выступили ФАС и рабочая группа «регуляторной гильотины».
Пользователи пожаловались, что Samsung при обновлении системы начала устанавливать на смартфоны приложения «Яндекса», которые нельзя удалить. В компании это объяснили неясностью нового закона, а сам «Яндекс» раскритиковал действия партнёра. После этого Минцифры предложило поправки, которые обяжут производителей техники обеспечить удаляемость приложений, не только российских, но и любых других.
Apple тоже согласилась установить на свои смартфоны российское ПО, однако некоторые пользователи столкнулись с техническими ошибками при попытке загрузить приложения. В Минцифры рассказали, что «находятся в диалоге с Apple» по этому вопросу.
При этом большинство пользователей смартфонов проигнорировали российский софт: «окно выбора» на iOS не заметили 45% респонеднтов, о существовании папки «Закон» не знали 64% владельцев Samsung. Общий эффект закона для пользователей iPhone составил около 1%.
Социальная реклама
Госдума приняла поправки к закону «О рекламе», которые устанавливают квоты на социальную рекламу в интернете — она должна составлять до 5% площади или времени от всей рекламы в медиа. Подобные нормы уже существуют для ТВ, радио, печатной прессы. Оператором социальной рекламы правительство назначило АНО «Институт развития интернета».
«Доступный интернет»
1 декабря вступил в силу закон о бесплатном доступе к социально значимым интернет-ресурсам. В список вошли сайты государственных органов и органов местного самоуправления, внебюджетных фондов России и порталы госуслуг. Согласно закону, абоненты операторов связи получат к ним доступ даже при отрицательном балансе.
Порядок ведения перечня социально значимых сайтов разрабатывает Минцифры. Документ находится на стадии обсуждения; согласно текущей версии проекта, в перечень могут быть включены ресурсы российских коммерческих и некоммерческих организаций, которые прямо или косвенно управляются государством либо некоммерческими организациями без преимущественного иностранного участия.
В тестовом режиме проект начали тестировать в 2020-м, летом 2021 года Минцифры продлило эксперимент по «Доступному интернету» до 31 декабря. В рамках эксперимента в список значимых ресурсов входит 371 сайт.
Штрафы за цензуру российских СМИ
Зарубежные интернет-ресурсы теперь могут быть оштрафованы на сумму до 3 млн руб. за цензуру российских СМИ. С 2020 года Роскомнадзор зафиксировал 24 случая цензуры со стороны YouTube; на блокировку двух каналов, принадлежащих Russia Today, отреагировали даже в МИДе.
Всего с 2020 года Роскомнадзор насчитал 51 случай цензуры. Facebook блокировал материалы российских СМИ 13 раз, Instagram — восемь, Twitter — четыре, Google и TikTok — по одному. Наиболее часто соцсети и видеоплатформы блокируют материалы российских СМИ, вещающих на международную аудиторию — Sputnik, RT, Anna News. Также пострадали аккаунты отдельных медиа — ГТРК «Таврида» («Вести Крым»), сетевых изданий «Крым 24», «Политика сегодня» и других.
Саморегулирование соцсетей
С 1 февраля 2021 года соцсети и видеохостинги должны самостоятельно выявлять и удалять незаконный контент: нецензурную брань и информацию, выражающую явное неуважение к обществу, государству, Конституции, содержащую призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в несогласованных акциях. Штрафы за отказ удалить запрещённый контент составляют до 4 млн руб.
Теперь площадки должны ежегодно отчитываться об удалении противоправного контента и оперативно реагировать на требования о самоконтроле. В реестр соцсетей, на которые распространяется закон, вошли Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, Likee, Youtube, «ВКонтакте» и «Одноклассники». Позже Роскомнадзор добавил к ним мессенджер Telegram и блог-платформу LiveJournal.
IT-компании не всегда оперативно удаляли запрещённый в России контент. За «злостное нарушение требований» закона Роскомнадзор замедлил скорость работы Twitter в РФ на 100% мобильных устройств и на 50% стационарных устройств.
Другие компании регулярно получали штрафы. Первое место в антирейтинге заняла Google, которая в конце года стала первой IT-компанией, получившей в России оборотный штраф. Вслед за ней штраф получила Meta.
- Google — 7,27 млрд руб.
- Meta — 2,05 млрд руб.
- Twitter — 38,4 млн руб.
- Telegram — 35 млн руб.
- TikTok — 4,1 млн руб.
- «Одноклассники» — 4 млн руб.
- «ВКонтакте» — 3 млн руб.