Закрашенное изображение поэта Иосифа Бродского на заборе школы в Петербурге, скорее всего, было пиар-ходом автора граффити, бизнесмена Олега Лукьянова. К такому выводу пришел местный журнал «Собака.ru».
По данным издания, Лукьянов владеет печатным бизнесом, который занимается в том числе созданием «цифровых фресок» — именно в таком формате изображение Бродского появилось на заборе. Ранее «Собака» уже обращала внимание на то, что владелец компании совмещает деятельность стрит-арт художника с рекламой своего производства.
В интервью агентству «Росбалт» Лукьянов уверяет: он не знал, что стена, где было размещено изображение, принадлежит школе. При этом историк искусства Дмитрий Пиликин считает, что Лукьянов выступил как грамотный маркетолог и знал, что изображение закрасят.
Бизнесмен уже создавал «цифровые фрески» в согласии с властями: изображение автора появилось во дворе Военно-медицинского музея в рамках акции «Ночь музеев». «Но такие коллаборации не вызывают резонанса, а вот картинки на городских стенах, которые по закону надо закрашивать — всегда», — полагает издание.
Параллельно «Собака» задается вопросом, что не так с травлей завхоза школы, после обращения которой коммунальщики закрасили изображение. При этом сотрудница учебного заведения действовала в рамках закона: за появление рисунков на стенах зданий юридическое лицо может получить штраф от 100 до 300 тыс. рублей. «На самом деле, всем травящим завхоза стоит задать себе вопрос: а готовы ли они сами заплатить 100 тыс. штрафа из своего кармана?», — пишет издание.
В итоге рисунок вызвал взрывную реакцию общества, а также обратил внимание на юбилей поэта так, как это не удалось бы властям, музеям и СМИ, считают в «Собаке». «Кейс, достойный попасть в учебники по PR и маркетингу в сфере культуры», — подытоживает издание.
Изображение Бродского появилось на городской стене 24 мая к 80-летнему юбилею со дня рождения поэта. Его основой стал снимок итальянского фотографа Грациано Аричи, сделанный в 1989 году. Лукьянов разместил «цифровую фреску» напротив дома, где жил Бродский. Затем городские службы закрашивали изображение краской, петербуржцы размещали поверх краски стихи и новые рисунки, а коммунальщики закрашивали стену обратно. История вызвала активное обсуждение в социальных сетях, а сотрудница школы, решившая закрасить изображение, подверглась травле со стороны интернет-пользователей.