Темпы роста онлайн-продаж в апреле опустились до 10%, это минимальное значение с 2017 года. Одновременно с этим падает спрос на доставку продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) в России, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование NielsenIQ.
За неделю с 4 по 10 апреля онлайн-продажи FMCG в натуральном выражении выросли на 10% год к году. Для сравнения, с 21 по 28 февраля они росли на 38% год к году, а в марте, в период ажиотажного спроса на фоне разгорающегося кризиса, недельные темпы достигали 58%. Замедление динамики продаж наиболее выражено в ключевых для онлайн-рынка категориях. Так, спрос на корм для животных год к году замедлился более чем втрое, на кофе — в четыре раза, а продажи молочных смесей и подгузников приблизились к нулю после периода ажиотажных закупок.
Почти треть покупателей говорят о сокращении покупок FMCG в апреле. Директор по работе с ритейлом «NielsenIQ Россия» Константин Локтев говорит, что, с одной стороны, такую ситуацию можно считать «возвратом к норме». С другой стороны, трансформация покупательских привычек еще продолжается. По оценкам Infoline, в 2021 году оборот рынка продовольственной розницы был 18,4 трлн руб., на онлайн-продажи приходилось 2,1%.
В «Сбермаркете» подтвердили, что в марте спрос был сравним с предновогодним ажиотажем, а далее количество заказов и средний чек снизились примерно на 20%. В «Утконосе» отметили повышенный спрос в начале кризиса на бытовую химию, предметы гигиены, товары для детей и животных. Сейчас онлайн-ритейлер заметил сокращение покупок в этих категориях. Представитель «Вкусвилла» не фиксирует снижения интереса к доставке.
Эксперты связывают снижение популярности доставки продуктов питания с окончанием ажиотажного спроса, а также с тем, что этот сегмент интересует в основном молодых россиян и IT-специалистов, многие из которых уехали из страны. Кроме того, потребители стали внимательнее относиться к своим тратам — тщательнее следить за ценами и ходить в обычные магазины.
Ранее стало известно, что сервис доставки еды «Самокат» за последний месяц приостановил работу в 15 городах России. Участники рынка связывают это с возможной готовностью «Сбера» закрыть проект.