Из-за закрытия точек продаж международных брендов к концу 2022 года доля пустующих площадей в торговых центрах Москвы может вырасти в два раза — до 20%. В самых крупных комплексах за пределами МКАД показатель может достигнуть и 30%. Однако это прогноз негативного сценария развития ситуации, по которому нынешние геополитические условия сохранятся и ритейлеры будут вынуждены уходить с занимаемых ими площадей, пишет РБК со ссылкой на исследование консалтинговой компании CORE.XP.
По данным исследования, на конец второго квартала этого года в московских торговых центрах пустуют 9,6% площадей, это на 2,3 п.п. выше, чем в первом квартале. При этом консалтинговая компания Nikoliers и инвесткомпания Accent Capital оценивают долю пустующих площадей в 13%. По данным партнёра Nikoliers Анны Никандровой, это самый высокий уровень с 2010 года, когда показатель только начали анализировать.
При развитии позитивного сценария доля вакантных площадей может составить 10−12% на конец года. Такой сценарий предполагает рост доли свободных площадей и восстановление активности арендаторов, отмечают исследователи.
Однако сейчас для развития позитивного сценария нет предпосылок, пояснил изданию Дмитрий Москаленко, президент Российского совета торговых центров (РСТЦ, объединяет крупных собственников и владельцев торговой недвижимости). Он предлагает ориентироваться на показатель 15% по итогам года. В случае ухудшения ситуации — до 17%, если не уходящим ритейлерам не найдут варианты на замену, полагает директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева.
Наибольшие потери могут понести крупные торговые центры (площадью более 80 тыс. м2) за МКАД, включая те, в которых располагались магазины IKEA (торговые центры «Мега»). По словам аналитиков CORE.XP, потребителям не будет смысла ехать за город, если «всё то же самое есть внутри города». Никандрова также отмечает, что в крупных комплексах доля приостановивших работу арендаторов составляет от 25 до 45%.
В исследовании также сказано, что собственники торговых центров занимают выжидательную позицию и изучают бренды из Турции, Китая, Индии, Ирана, Белоруссии, а также прорабатывают стратегии смены концепций своих объектов, передаёт издание.
Одним из вариантов для привлечения посетителей может стать рост сегмента развлечений, общепита, фитнеса. Например, девелоперская компания ADG Group, которая строит торговые центры на месте советских кинотеатров в столице, уже приняла решение заменить кинотеатры на фитнес-центры в ряде своих объектов.