В современном мире бизнес каждый год сталкивается с новыми вызовами: другие потребительские модели, глобальные события и технологическое развитие вынуждают маркетологов составлять стратегии развития на несколько шагов вперед. Помочь бизнесу в этом нелёгком деле призван трендвотчинг — практика отслеживания новейших трендов. Команда коммуникационного агентства Mygribs рассказала Sostav о трендах грядущего года, которые помогут бизнесу идти в ногу со временем и своим потребителем.
Недоверие
По данным Mediascope и Brand Pulse, в 2023 году активно наблюдался рост недоверия российского потребителя ко всем существующим рекламным каналам. При этом самый явный процент провала заметен в сфере интернет-рекламы. Пользователь перестает верить всему, что транслируется в рекламных каналах, а значит рассказать о себе брендам становится все сложнее. Единственный выход, который существует сегодня для рекламодателей, — это ответственное отношение к запросам потребителя в любых форматах коммуникации.
Поколение «альфа» диктует правила
Сегодняшнее поколение «альфа», то есть дети, родившиеся в 2012 году и позднее, ещё не готовы принимать целиком независимые покупательские решения, однако обладают огромной силой воздействия на решения платёжеспособной аудитории.
Важно знать, что «альфа» — дети, которые буквально родились с телефоном в руках. Это поколение обладает преимущественно клиповым мышлением, наилучшим образом воспринимая информацию в виде коротких мобильных роликов. Ему не чужда коммуникация. Однако в отличие от своих предшественников, «альфа» целиком и полностью предпочитают онлайн-форматы, которые ограждают их от столкновения с реальным миром. Многие из них видят в блогинге будущую профессию, а также рано начинают осваивать вопросы финансов. Пока поколение «альфа» не стало ядром, принимающим решения. Однако бизнесу уже стоит принимать во внимание потребности именно этой аудитории, ориентируясь на неё как на сегмент будущего.
Lovemark-experience или коммуникация исключительно «по-любви»
В условиях высококонкурентного рынка время касания потребителя с брендом стремительно сокращается, а мир захватывают всё новые и более интересные механики взаимодействия с клиентом. Это значит, что традиционного знакомства с брендом уже недостаточно для того, чтобы заручиться лояльностью аудитории. Исследования показывают, что сегодня потребители склонны доверять и приобретать товары лишь тех брендов, с которыми они имеют крепкую эмоциональную связь. Именно стратегия lovemark-брендов является наиболее конкурентоспособной в мире современного маркетинга.
Тихий маркетинг
Это тренд, постепенно захватывающий рынок люкс-брендов. Люксовые сегменты предпочитают продвигаться «за закрытыми дверьми». Популярные направления здесь: закрытые ужины, закрытые показы и презентации.
Также интересно отметить, что популярность персон, поддерживающих бренд, перестаёт быть показателем успеха. Сегодня бренды в высоком ценовом сегменте обращают внимание не на то, сколько человек пришло на мероприятие, а на то, какие это люди. Условно, бренд поддерживает персона, у которой около 2 тыс. подписчиков, то есть в узких кругах этот человек знаменит. Если он поддерживает только ваш бренд, это высшая степень успеха рекламной коммуникации брендов сегмента люкс.
Доминирование нейросетей
Если ещё год назад влияние искусственного интеллекта на жизнь рядовых жителей планеты оставалось под вопросом, то сегодня уже никто не будет отрицать — искусственный интеллект используется практически во всех сферах. По данным Pew Research Centre, 62% людей заявляют, что в будущем с большей верой поверят искусственному интеллекту, чем человеку.
Информационного шума становится всё больше, и бизнес старается найти возможность оградиться от лишней информации при помощи технических возможностей. Сегодня вы можете установить нейросеть, которая будет общаться с вашим потребителем на сайте, можете «отдать» искусственному интеллекту часть рутинных задач сотрудников, чтобы освободить их время для более креативных задач. Искусственный интеллект уже способен анализировать целевые аудитории и вполне неплохо их описывать. Всё это говорит нам о том, что бороться с наступающей киберреальностью бессмысленно, осталось лишь принять её и научиться использовать в своих целях.
Новые лица в коммуникации
Потребители меньше доверяют брендам, использующим в своей коммуникации «заезженные» медийные лица, и уже не верят инфлюенсерам, демонстрирующим лояльность к десяткам самых разных компаний. Сегодня потребитель жаждет эксклюзива — видеть в рекламе обычных людей, новые лица, а также людей определённой категории. Хороший пример здесь продемонстрировал недавний показ Balenciaga, где в роли модели выступила звезда мирового хип-хопа Cardi B. Несмотря на популярность персоны, это новое лицо для бренда, которое, к тому же, редко выступает в коллаборации с каким-либо компаниями.
Патриотизм и возвращение к истокам
Что касается российского рынка, то потребитель, чаще встречающий агрессивную повестку в свой адрес в зарубежном сегменте, формирует на рынке тренд на ностальгию и возвращение к своим корням. Один из показательных примеров — работа Жоры Крыжовникова «Слово пацана».
Брендформанс-маркетинг
Если об инструментах перформанс-маркетинга знают многие, то с понятием брендформанс бизнес в России лишь начинает своё знакомство. Стандартных перформанс-инструментов, вроде контекстной или таргетированной рекламы, становится недостаточно, чтобы привлечь внимание к бренду. Сегодня потребитель доверяет лишь тем компаниям, о которых много знает. А значит, что вкладываться брендам в 2024 году стоит не только в трафик, но в качественный PR.
Ивент-маркетинг
По статистическим данным нашего коммуникационного агентства Mygribs, приходя в себя после мировой пандемии, мероприятия стремительно возвращаются в офлайн. При этом королями мира ивент за 2023 стали застройщики и косметические бренды. Именно эти сферы бизнеса становятся главными источниками инфоповодов в светском пространстве. Кроме того, важным трендом в ивент-маркетинге становится интерактивное использование новых технологий.
Компаниям важно ориентироваться на тренды грядущего года, идти в ногу со временем и со своим потребителем. Для бизнеса сейчас важно тестировать новые возможности, заботиться о потребителе и не забывать классические законы маркетинга. Сегодня только комплексный подход к продвижению может гарантировать успех бизнеса.