В современном турбулентном мире лидеру особенно важно обнаружить точки опоры и оценить, насколько его стиль управления помогает команде справиться со всеми вызовами новой реальности. Александра Жаркова, соосновательница коммуникационного агентства Setters и спикер курса «Креативное лидерство» в Setters Education, рассказала Sostav, как современному руководителю выстроить безопасную креативную среду для роста компании.
Можно ли научиться быть лидером?
До сих пор в индустрии не утихают споры о том, врожденный или приобретённый навык лидерства. «Теория о великом человеке» Томаса Карлайла говорит, что мир меняют уникальные выдающиеся люди, а значит присущие им способности — врождённые.
Но исследования современных авторов, например, Стивена Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер 2004 года, показали, что лидерские качества зависят от навыков, которые можно развивать.
Александра Жаркова, соосновательница Setters и спикер курса «Креативное лидерство» Setters Education:
Одним из важных этапов становления лидерства считаю переход из работы в найме в собственный бизнес. Я всегда примеряла на себе своё же лидерство как сотрудник: «А меня бы такой ответ вдохновил?», «Этот поступок меня бы поддержал?».
Год за годом старалась масштабировать свои сильные стороны и шлифовать острые углы, которые могли мешать мне и демотивировать команду.
Перед запуском курса по креативному лидерству команда SE провела исследование аудитории в формате глубинных интервью. Результаты показали, что руководители в большинстве случаев придерживаются мнения, что их рост в качестве лидера напрямую связан с развитием хард-скиллов в экспертной области. Чтобы быстрее адаптироваться к меняющейся реальности, стоит сосредоточиться именно на усилении лидерских качеств.
Большинство специалистов по психологии развития согласны, что лидеров отличает не столько их стиль управления, сколько внутренняя логика действия — то, как они анализируют окружение и реагируют в нестабильной ситуации. Исследования Harvard Business Review, Дэвида Рука и Уильяма Торберта, показали, что лидеры, которые прикладывают усилия, чтобы оценить свою логику действия, смогут развивать собственные возможности и возможности компании.
Как менялся фокус в лидерстве
Долгие годы лидерство понимали как процесс влияния — попытку воздействия на решения других людей для достижения целей компании и выполнение KPI любой ценой. Мы были в концепции Bani-мира — хрупкости и тревоги, где лидерам нужно учиться еще быстрее принимать решения. По мнению Марк Розина, кандидата психологических наук и управляющего партнёра «ЭКОПСИ Консалтинг», сейчас мы переходим в концепцию Shiva, в котором рушится наш привычный мир: идеологии, ценности, модели — всё, что давало нам опору, силу и стабильность. Поэтому в управлении важно не просто быстро принимать решения, но учиться создавать новые модели и стратегии.
Последние два года оставили неизгладимый след. Вызовы, с которыми столкнулся бизнес, сместили фокус с достижения целей компании на внутреннее состояние человека. И это повлияло не только на сотрудников, но и на лидеров.
Более эффективным оказался стиль управления, где лидер способен использовать в своих интересах shared intimacy — открытую интимность, которая позволяет рассказать о своем эмоциональном состоянии и совершенных ошибках. Исследование Константинуса Кутифарис (Constantinos Coutifaris) и Адама Гранта (Adam Grant) показало, что откровенность и уязвимость лидеров повысило психологическую безопасность команды.
Нужно ли менять свой подход лидеру?
Изменения на рынке труда и в культуре общения показали, что директивное лидерство не способствует развитию креативной среды в команде, а значит, нужно искать новые способы управления. Лидерство трансформируется и становится многомерным, главная задача руководителя — стать поддержкой для всей команды.
Лидер сейчас
Способность лидера чувствовать людей, фокусироваться не только на мотивации сотрудника, а на понимании его внутреннего мира, умение находить баланс в отношениях бизнеса и коммуникации с коллегами, создаёт возможность сохранения потенциала роста. А чтобы масштабироваться и достигать амбициозных целей в хаосе, важно обладать навыками креативного лидерства.
Кто такой креативный лидер?
Раньше под «креативностью» подразумевалось умение генерировать идеи и это была важная компетенция лидера. В новой парадигме креативный лидер разделяет ответственность с командой. Он создаёт среду, в которой команда чувствует себя комфортно и каждый сотрудник сможет раскрыть свой потенциал.
Что делает лидера креатором:
- Доверяет своей команде. Не сосредотачивает все креативные решения на своей экспертизе, а позволяет команде самостоятельно создавать идеи;
- Видит в сотруднике не функцию, а личность. Это позволяет сотруднику чувствовать себя комфортнее и позволять себе shared intimacy. Открытость, уважение к чувствам и эмоциям помогает выстроить безопасное пространство;
- Сочетает в себе несколько ролей и уметь вовремя переключаться между ними. Очень важно работать в нескольких измерениях, уметь отступать и быть лидером позади, который поддерживает и даёт ресурсы, задаёт вопросы, направляет.
- Обладает универсальными инструментами и умеет их применять вне зависимости специфики бизнеса.
Лидер изменений. Что нас ждёт в 2023?
Во время пандемии я пошла учиться на курс по лидерству, чтобы засинхрониться с текущей реальностью. Тогда поняла как широко и глубоко лидерство. Главное, что есть у лидера — инструменты и разные подходы. Поэтому мы приняли решение вместе с Дарьей Золотухиной, HR-директором «Яндекса», экс-руководителем новых e-com направлений в «Яндекс Маркете» и экс-СМО «Яндекс Go», создать курс, который объединит опыт малого и среднего бизнеса, крупной корпорации, а также поможет найти точки роста любому руководителю.
Как создавать креативную среду
Дарья Золотухина в качестве куратора курса по креативному лидерству от Setters Education поделилась с Sostav следующими советами:
- Дать право на существование «нереальным» идеям. Инерционно мы делаем проекты, в которых риск ошибки минимален. Но это не позволяет достичь новых масштабов и придумать инновации. В команде должен быть человек, который не ограничен рамками и способен мыслить за границами риска. Мы называем это защитой мечты компании;
- Защищать идеи от скептиков и консерваторов. Любую, даже самая безопасную и проработанную идею на первоначальном этапе сопровождают риски. Все мы прекрасно понимаем, что случается с этой идеей после яркой критики. Поэтому важно, чтобы сотрудник сначала смог презентовать идею людям, которые помогут её защитить, обозначат адекватные риски и найдут к ним контраргументы;
- Пропагандировать неравнодушие. Когда в команде каждый сам за себя — творческой и безопасной обстановки не получится. Важно, чтобы человеку было не всё равно, что происходит в его проектах и коллег. Вдохновляйте и действуйте по принципу — качество как лучший бизнес план.