Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
07.12.2018 в 19:00

Турбренд России: счастливое окончание истории, или «как мышонок нашел своих родителей»

Sostav вспомнил, как развивались события, а эксперты индустрии поделились своими неподдельными эмоциями

51

Историю о создании российского туристического бренда уже однозначно можно назвать эпопеей — за развитием событий россияне (в особенности — дизайнеры) следят уже больше трех лет. Говорят, под Новый год случаются чудеса — так и произошло, турбренд России, наконец, утвердили!

О том, с чего всё начиналось, чем закончилось и каково будущее главного символа страны, в материале Sostav.

«Конкурс успешно завершен, победила достойнейшая работа, все счастливы, противники и завистники напились яду, подергались немного и окоченели».

««Эпопея» вообще не завершена. Просто закончился первый сезон».

«Снова возник энтузиазм и стремление включиться в дополнительную работу, если она потребуется».

«Мы ждали уже любого решения».

Вот так говорят о ситуации вокруг турбренда сейчас. Вспомним, как всё происходило.

2015 год — начало

В феврале 2015 года стало известно о решении Ростуризма разработать для России собственный логотип и слоган в целях продвижения страны на мировом туристическом рынке. Ведомством был запущен «конкурс идей», на который за полгода было подано более 100 тыс. работ, среди которых основную массу составляли любительские проекты соответствующего исполнения.

Дилетантство в исполнении и поверхностные суждения в рамках предложенных концепций привели в ужас профессионалов индустрии, которые не только раскритиковали конкурс, но и предложили аннулировать его результаты.

2016 — АБКР в деле

Надежда на светлое туристическое будущее России появилась в 2016 году, когда после множества обсуждений и споров Ростуризм пришел с повинной обратился за помощью к профессионалам в области дизайна и брендинга.

На этом этапе конкурса к участию пригласили экспертов рынка и специалистов индустрии, которые после серии отборов и совместных воркшопов начали «сотворять» что-то уже настолько похожее на хороший проект, что учредители конкурса смотрели на всё происходящее с особым оптимизмом:

«Работа ведется очень продуктивно и выходит на финишную прямую. Креативные идеи обретают своё воплощение, и уже скоро финальные результаты будут представлены на суд компетентного жюри конкурса. Мы планируем завершить все мероприятия к декабрю месяцу, чтобы пик зимнего туристического сезона 2016−2017 года встретить уже с готовым туристическим брендом страны».

Но нет.

2017 — есть победитель?

В январе 2017 Ростуризм и АБКР только провели закрытый предпоказ 22 концепций туристического бренда России. К июню экспертный совет сформировал шорт-лист из 10 работ, прошедших патентную проверку. Открылось народное голосование, по итогам которого определился победитель.

Концепция-победитель финального народного голосования геометрична, состоит из разного рода фигур, у каждой из которых есть аналог на карте страны. Это «карта России с узнаваемыми чертами конструктивизма и супрематизма, современная визитная карточка страны в мире визуальной эстетики. А элементы, из которых собрана карта, означают точки и области нашей Родины, передавая их характер просто и доступно. Россия — это целый мир. Whole world within Russia».

2018 — есть победитель!

После народного голосования проект очень долго находился на стадии согласования. Проблема заключалась в неодобрении турбренда специальным жюри из высокопоставленных лиц: по сообщениям СМИ, они не воодушевились идеей представить Россию в стиле кубизма и супрематизма.

В июне глава оргкомитета национального конкурса по созданию туристического бренда РФ Алексей Андреев направил обращение о ситуации вокруг турбренда на прямую линию с президентом России.

Ситуация прояснилась только осенью. Общественный совет Федерального агентства по туризму утвердил концепцию «Россия — целый мир», а также заявил о регистрации знака и о проработке формата и правил его использования.

Долгожданную новость Sostav обсудил с экспертами отрасли, а главное — с участниками этой «эпопеи», которая, надеемся, получила уже окончательную развязку.

Вопросов было всего два: «Каковы ваши эмоции по окончании конкурса?» и «Что ждет турбренд России?».

Алексей Андреев, глава Оргкомитета Национального конкурса «Туристический бренд России» Управляющий партнёр брендингового агентства Depot WPF :

Сначала никто не верил, что подобный Конкурс может вообще произойти в России. Потом сомневались, что он дотянет до конца, не растворившись в склоках, как в кислоте. И уж точно никто не ожидал сказочного финала в стиле «Мышонок нашел своих родителей!»: Конкурс успешно завершен, победила достойнейшая работа, все счастливы, противники и завистники напились яду, подергались немного и окоченели. Но так ведь и произошло! Чудо!

Что я после этого всего чувствую? Ничего не чувствую, мне пофиг.

Ну, есть, конечно, некоторая позитивная фактура, которую не сбросишь со счетов. Ассоциация брендинговых компаний России (АБКР), благодаря конкурсу, получила +1000 во всех каналах. Это гуд. Небезразличные мне люди в индустрии стали еще ближе, роднее. Сама отрасль брендинга зазвучала по-новому: сильнее, статуснее, чище! Если уж нас упоминает Президент, то и остальные «рулевые» на местах подтягиваются. Я ради этого и затевал данный Конкурс. Ну, еще надеялся — может, медаль дадут.

Что еще? Не стало открытием для меня, что «отраслевая интеллигенция» остается главным могильщиком всего нового и хорошего. Чиновники-формалисты смеются над нами, наблюдая, как сотни голодных костлявых рук всяческих экспертов в области науки и культуры моментально цепляются за мизерную возможность что-то заработать, урвать, записать себе в актив. Эта свора юродивых способна остановить и разрушить любое начинание. Они же чем беднее, тем амбициознее — прямая зависимость какая-то существует.

Мы в самом начале конкурса приглашали всех неравнодушных присоединиться к команде разработчиков. И в тот момент очень многие «профессионалы» от туризма и брендинга повернулись к нам своими костлявыми задницами, бормоча что-то типа «раз не мы будем тут главными и за это не платят — не станем участвовать»! Естественно, эти же персоны моментально нарисовались основными критиками нашей работы. И такая позорная суета встречается повсеместно, всюду, где требуется участие образованных мозгов. Если сравнивать творческую интеллигенцию, особенно её невостребованный фланг и, например, Росгвардию, то вторая выглядит по всем статьям существенно достойнее! Обидно, но факт.

Что ждет турбренд?

Сейчас судьба Турбренда России, слава Богу, переместилась в руки чиновников — а там всё попроще. Бренд будет зарегистрирован каким-нибудь ГУП, появятся правила использования и применения, АБКР поможет сделать брендбук, и — вперед!

О пользе национального туристического бренда уже достаточно сказано, я лишь добавлю: конечно, красивыми словами и картинками Россию не спасешь. Нужна огромная энергия изо всех щелей. И главный драйвер тут — государство! Появится сигнал сверху — и всё закрутится, не появится — туриндустрия будет продолжать хромать на все копыта. Реальные примеры того, как государство способно одним махом телепортировать нас в счастливое будущее, существуют, а значит — надежда есть.

Владимир Лифанов, креативный директор брендингового агентства «Супрематика», один из авторов концепции-победителя:

(опубликовано на Facebook)

Туристический бренд России официально принят. В связи с чем мне есть, что написать.

Два года назад на воркшопе АБКР в Институте туризма я случайно попал за стол команды «Дримтим» (которая тогда ещё так не называлась и уже второй день отлично справлялась без меня), где только на третий день все вспомнили, что супрематизм — наше всё. Что меня искренне обрадовало.

Не стоит и писать, какое течение в русском искусстве для меня является важнейшим, название нашего скромного агентства говорит это за меня. Другое дело, что все вспоминают Малевича да Кандинского, когда для меня, внезапно, самым близким художником этого течения является Иван Клюн, а его картина «Пробегающий пейзаж» также внезапно является для меня центральной точкой развития супрематизма (в отличие от «Черного квадрата» — это уже жирная точка).

Нас обвиняли в трате бюджетных средств на бессмысленную работу, в поклонении западу, в отсутствии русской идеи, бездарности, неуважении к истории, даже непонимании народа (для которого все и делается). Особым соусом стало обсуждение маленького квадрата слева на карте, символизирующего тот самый полуостров. Эльфы требовали от меня немедленного покаяния, отказа от проекта и возможного (только гипотетического) прощения в будущем, иные агрессивные называли меня оккупантом, из-за которого гибнут дети (это был перебор даже для меня — ведь речь идет о квадрате на логотипе, напомню)…

… Писали многие и помногу. Итог. Турбренд против Критиков 1:0.

Спасибо всем, кто нас поддерживал. Ещё большее спасибо тем, кто хэйтил. Вам придется смириться, понять и может даже в будущем полюбить этот проект (это совсем не сложно). Как никто другой я знаю недостатки этой айдентики, она угловатая, громоздкая, сложно масштабируемая и не самая очевидная. Как никто другой я знаю, как эти недостатки исправить. Чем мы и займёмся при разработке брендбука в следующем году.

Сбылась мечта маленького дизайнера. Я даже начинаю сомневаться, что нашу Родину можно любить только безответно.

Илья Лазученков, генеральный директор и управляющий партнёр агентства «Пленум»:

Эмоции такие, что «эпопея» вообще не завершена. Просто закончился первый сезон.

Нужно ещё сделать огромную кучу работы, чтобы из концепта превратить это в коммуникации, и через них начать строить бренд.

Я, разумеется, стаканчик чего-то красного итальянского в себя по этому поводу занёс, но есть чёткое понимание, что до результата, за который себя действительно можно похвалить, который мог бы удовлетворить мои профессиональные и личные амбиции, ещё далеко.

Что ждет турбренд?

Я скорее жду второго сезона, если продолжать сериальную тематику.

Нужна доработка концепта с учётом общественного резонанса, а он, поверьте, достаточный. В голове огромная куча идей, ходов, коллабораций, смыслов, сообщений, которые возникли у команды за время работы над этим проектом. Я надеюсь, что на этом взаимодействие не закончится, и команда авторов продолжит реализовывать задуманное.

Елена Юферева, генеральный директор Brandson (Total Identity Group):

Новость о том, что концепция турбренда была наконец-то принята, освежила несколько утихшую в процессе согласований и ожидания ответа радость. Снова возник энтузиазм и стремление включиться в дополнительную работу, если она потребуется.

С другой стороны, ответственность и масштабы проекта несколько отрезвляют — ещё многое необходимо сделать, и некогда пребывать в расслабленном состоянии, несмотря на то, что основной, летний, туристический сезон пока только впереди.

Турбренд, как и ребёнок, требует постоянного внимания и вливания энергии — без этого он будет существовать лишь как формальность, а не живая сущность.

Если все причастные к проекту будут вовлечены в него так же сильно, как и на этапе разработки, всё сложится хорошо. Готова сильная база, смысловой и визуальный «скелет», и теперь нужно нарастить на него «мясо» в виде дополнительного объёмного экспириенса — звука, материалов, запахов, видеообразов, форм и текстов. Тогда турбренд заиграет, а мы, разработчики, сможем почувствовать себя демиургами настоящей маленькой вселенной — России будущего, привлекающей путешественников со всего мира.

Дмитрий Пёрышков, креативный директор и совладелец DDVB :

Испытываю чувство глубокого удовлетворения. Это были непростые два года напряженной работы лучших умов АБКР. Мы ждали уже любого решения. И то, что знак официально принят и утвержден — событие поистине историческое. Но это только начало большого пути.

Несмотря на количество различных мнений по поводу знака, надо понимать, что это лишь его графический образ. Территориальный брендинг — это одно из самых дорогостоящих и длительных направлений брендинга. Дело не ограничивается логотипом или даже айдентикой.

Необходимо создать турбренд, донести его суть до каждого жителя страны, а наше народонаселение весьма неоднородно с разными культурным, социальным, религиозным, экономическим бекграундами. Необходимо также коммуницировать суть бренда до иностранных туристов и инвесторов. Это все не за один год выстраивается и не только за счет логотипа. Задействованы будут все каналы.

Команда от АБКР предоставила символ, а инструменты находятся в руках тех, кто отвечает за политику и туризм в нашей стране. Грамотная реализация зависит от них. Мы как специалисты по брендингу, со своей стороны, всегда готовы помочь и дать консультацию.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.