Промышленный дизайн всегда про будущее, про пользовательский опыт и эмоции. Несколько лет назад мы вошли в эру «человекоориентированного дизайна», где во главу угла ставятся потребности людей. В 2020 году учились жить и работать в изоляции, в 2022 году — освоили импортозамещение.
Что ждет индустрию дальше? Команда Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.LAB выделила несколько ключевых тенденций, которые определят направление развития отрасли в 2024 году.
Устойчивость и «зелёный дизайн»
Сохранение экологических ресурсов и следование принципам устойчивого развития перестали быть просто модными словами. Теперь «зелёный» — актуальный тренд промышленного дизайна. Тенденция началась несколько лет назад и её влияние будет только усиливаться.
Например, каждому знакомы такие продукты и концепты как:
- эко-одежда (к примеру, из конопли);
- эко-косметика;
- раздельный сбор отходов;
- использование солнечной энергии;
- отказ от личного транспорта;
- одноразовых стаканов для кофе.
Конечно, тут замешаны и маркетологи. Согласно исследованию Procter&Gamble, 69% россиян готовы тратить больше на приобретение эко-товаров. 80% россиян выступают за то, чтобы упаковка содержала переработанные материалы. Есть спрос — значит, будет и предложение.
Промдизайн — про ответственное производство и потребление. Ведь в отличии, например, от веб-дизайна, — это всегда определённые рамки. Если сайт можно сделать, не выходя из комнаты, то в промдизайне для создания предмета, который будет запущен в серию, нужны производственные мощности — завод, фабрика и так далее. Значит, дизайнер должен принимать решения, оправданные с технологической или с экономической точки зрения.
Абстрактная идея в промдизайне не имеет права на существование, так как есть масса ограничений. Например, в сфере железнодорожного транспорта: поезда строят исходя из существующей инфраструктуры и возможностей производства, а значит, ты не можешь спроектировать футуристический агрегат в духе «Звёздных войн», какой бы захватывающей идея не казалась на бумаге. Проектируя предмет, нужно представлять себе его жизненный цикл. И это тоже напрямую связано с экологией.
Как бы то ни было, экологичные и перерабатываемые материалы, улучшенные аэродинамические характеристики, натуральные ингредиенты, проектирование продуктов с учетом всего жизненного цикла — то, что поможет сохранить ресурсы планеты для будущих поколений.
ИИ и дизайнер — кто кого
Искусственный интеллект с его способностью к самообучению обещает добавить легкости в процесс создания дизайна и научиться делать продукты интуитивно понятными в использовании.
Слово «нейросеть» уже признано словом года по версии Института русского языка им. А.С. Пушкина.
Искусственный интеллект будет всё больше использоваться в промышленном дизайне. Это позволит автоматизировать процесс проектирования и ускорить выполнение рутинных задач. Для того чтобы дизайнеры больше работали над креативной составляющей, не тратя ресурсы на то, что безошибочно может делать машина.
Ведь вы же помните принцип IBM — «человек думает, машина работает».
Гибкость — ключ к адаптации
Мебель, словно хамелеон, меняющая форму и функцию в зависимости от ваших потребностей. Рабочий кабинет молниеносно превращается в уютное место для семейных ужинов. А лампа становится не только источником света, но и подогревает чашку с чаем.
Многофункциональность предметов, гибкость сценариев их использования — стремление дизайнеров удовлетворить потребности как можно большего ядра целевой аудитории.
Это не фантастика, это будущее. И, кажется, оно уже совсем рядом.
Минимализм и интерактивность
Стремясь к совершенству, дизайнер отбрасывает лишнее, оставляя только самое важное. И в 2024 году фраза «краткость — сестра таланта» будет актуальна не только для копирайтеров. В мире дизайна она переводится так — минимализм в тренде.
Главное для автора — подчеркнуть функцию и свойства продукта, а не только его внешний вид.
При этом продукты станут более интерактивными, с использованием технологий распознавания жестов и голоса, датчиков движения и других решений.
Персиковый снова в моде
Американский институт цвета Pantone назвал цвет 2024 года — Peach Fuzz (персиковый пух). Так что с нетерпением ожидаем приход на прилавки модных чайников, тостеров и фенов.
Все, живущие по Pantone, будут в 2024 году в розовом цвете. Оптимизм, нежность, свежесть и легкость — вот наши главные слова на следующий год. Ну что ж, не плохо!
Тренды промышленного дизайна отражают стремление к устойчивости, интеграции с высокими технологиями, функциональности. И все же без эстетики не обойтись.
Создание продуктов, которые не только красивы, но и обладают высокой степенью инновационности и удобства использования, по-прежнему ключевая задача для дизайнеров. Но теперь у них появились дополнительные инструменты в виде нейросетей, технологии и материалы. Ждем 2024-й и готовим наряды в цвете Peach Fuzz.