Кросс-маркетинг для стартапов: просто о сложном.

2014-08-27 14:15:29 4002

Современный покупатель избалован прямой рекламой. Для того чтобы товар или услуга завоевали популярность на рынке и известность у клиентов, приходится придумывать всё более нестандартные ходы. Особенно это касается владельцев стартапов, которые кровно заинтересованы в том, чтобы об их компании узнали как можно быстрее и с минимальными финансовыми затратами. В этом случае одна из методик, которые может использовать начинающий предприниматель – кросс-маркетинг.

«Современный стартап предлагает клиентам не вещи – считает генеральный директор кросс-коммуникационного агентства «Эпицентр» Алексей Яушев – Он предлагает идею,
философию, стиль жизни – и уже потом продукцию. Когда автор стартапа
использует кросс-маркетинг, он получает шанс не просто повысить
продажи и расширить клиентскую базу, но и донести до потребителя цели
и ценности своей компании. И при этом существенно сэкономить рекламный
бюджет».

Купите бутылку шампанского, и вы получите коробку конфет бесплатно. Приобретите абонемент в фитнесс-клуб, и вам дадут в подарок дисконтную карту магазина спорттоваров. Это только самые очевидные примеры кросс-маркетинга, но есть и более нестандартные варианты. Например, один из автосалонов известной марки под Новый год дарил каждому покупателю роскошную и дорогую ёлку. В результате выиграл и автосалон, который смог существенно повысить свои продажи, и производитель новогодних ёлок, не упустивший уникальную возможность для промо-акции.

Итак, кросс-маркетинг – это совместное продвижение двух взаимодополняющих друг друга торговых марок. Он выгоден, прежде всего, тем, что позволяет существенно сократить расходы обоих партнёров на рекламную акцию за счёт общей площадки, баннеров и печатной продукции.

Кроме того, совместные рекламные акции привлекают внимание целевой аудитории. В психологии есть понятие «эффекта ореола»: фото, где вы сняты рядом с Путиным, Мадонной или Биллом Гейтсом однозначно добавит вам авторитета у потенциальных клиентов. Тот же самый эффект даёт совместная рекламная акция с каким-либо известным брендом. Возвращаясь к уже приведённому примеру – многие ли знали о производителе новогодних ёлок до того, как он начал дарить свою продукцию покупателям в известном автосалоне?

Ещё один несомненный плюс кросс-маркетинга – сотрудничество, которое может стать долговременным и перерасти в «крепкую дружбу» двух бизнес-проектов. Для этого необходимо, чтобы целевые аудитории двух продуктов или услуг были хотя бы отчасти общими, а сами товары или услуги – максимально взаимосвязаны. Широко известный пример такого сотрудничества – салоны сотовой связи, которые предлагают покупателям мобильных телефонов подключение к конкретному оператору или мобильный интернет бесплатно или по минимальной стоимости.

«По сути, кросс-маркетинг – это сочетание ценностей нескольких брендов, действующее к их общей пользе – отмечает Алексей Яушев – Главное, чтобы ценности были схожи, для этого нужно очень внимательно подходить к выбору партнёра. Представьте, например, компанию по производству оружия, проводящую кросс-маркетинговую акцию с детским магазином, пропагандирующим семейные ценности. От такого сотрудничества оба партнёра в лучшем случае ничего не выиграют, а в худшем – могут серьёзно подорвать свою репутацию».

На словах всё выглядит просто, однако за каждой кросс-маркетинговой акцией стоит серьёзнейшая работа специалистов. В неё входит поиск партнера, первичный контакт, подготовка креатива, обсуждение условий, согласование, контроль соблюдения договоренностей и многое другое. Штатные маркетологи и пиарщики компаний прибегают к кросс-маркетингу, но зачастую не считают его своей основной деятельностью. Желающим воспользоваться всеми преимуществами этого метода лучше обратиться к специализированной компании, у которой есть база потенциальных партнёров, а также опыт разработки и организации кросс-маркетинговых мероприятий с учётом специфики каждой сферы.