Деловая репутация: что это и зачем?

2016-11-10 13:42:10 1999

Конкурент или иное лицо распространило недостоверные сведения о вашей деятельности.

Что делать?

- Защищать свою деловую репутацию.

Каждый год суды рассматривают около 6000 дел по искам о защите деловой репутации. Однако обращаются в суд за подобной защитой немногие. Одна из причин — многие не знают, что такое деловая репутация и что её можно защитить от недобросовестных лиц. Многие также не понимают её значение, когда каждый потребитель на вес золота.

Что такое деловая репутация?

Деловая репутация – нематериальное благо, которое представляет собой оценку профессиональных и деловых качеств лица, его деятельности.

Эта оценка складывается из реальных фактов и оценок потребителей, партнёров и иных лиц.

Необходимо учитывать, что судебная защита деловой репутации даётся в случае, когда распространены недостоверные сведения о фактах (например, что ваша компания является банкротом, вы совершили административный проступок или преступление и т.п.). Эти сведения можно проверить.

Если же распространённые сведения представляют оценочные суждения (например, мнение о непрофессионализме работников и т.п.), то судебная защита деловой репутации будет предоставляться лишь, когда данные сведения являются оскорбительными. Это связано с тем, что каждый человек имеет право свободно выражать своё мнение, а проверить достоверность оценочных суждений невозможно. Так, одни лица могут быть довольны качеством услуг, другие – нет.

Кто может являться субъектом деловой репутации?

В отличие от чести и достоинства, которые могут принадлежать только физическим лицам, деловая репутация может быть как у физического лица, так и юридического лица.

При этом необязательно, чтобы физическое лицо было предпринимателем. Требовать защиты деловой репутации может адвокат, врач, педагог и иные лица, которые осуществляют профессиональную или служебную деятельность.

В чём важность деловой репутации?

От деловой репутации во многом зависит дальнейший успех её обладателя.

Если лицо имеет в целом положительную деловую репутацию, то клиенты будут доверять ему, будут чаще обращаться и будут советовать его другим. Контрагенты захотят сотрудничать с таким лицом и будут уверены в успехе такого сотрудничества.

Отрицательная же деловая репутация формирует недоверие к её обладателю, показывает его нестабильность и ненадежность.

Кроме того, иногда деловую репутацию юридических лиц называют нематериальным активом, который влияет на стоимость компании. Чем лучше репутация, тем выше стоимость компании.

Почему важно защищать свою деловую репутацию?

Если не опровергнуть недостоверные и негативные сведения о вас или вашей компании, то будет складываться отрицательная деловая репутация. Вы можете понести в связи с этим убытки. Например, партнёры не захотят с вами дальше сотрудничать и откажутся от контракта, некоторые клиенты уйдут к конкурентам.

Вы можете потребовать от нарушителя не только опровержение недостоверных сведений, но и при наличии оснований возмещение убытков, взыскание компенсации.

Так, компании «АвтоЛайф» удалось доказать в суде, что в связи с распространением компанией «Гринвич» недостоверных сведений, ряд контрагентов «АвтоЛайф» расторгли с ней договоры, а другие отказались от продления договоров на новый срок. Поэтому у «АвтоЛайф» возникли убытки. В сети Интернет была размещена информация «месяц прошел, оплаты нет», «2 месяца не способен оплатить 4 900 руб».

Суд не только обязал «Гринвич» опровергнуть недостоверные сведения о компании «АвтоЛайф», но и возместить ей убытки в размере 71 885 руб (Дело № А56-89496/2015).

В другом деле, суд обязал компанию опровергнуть недостоверные сведения о мошенничестве и взыскал с ответчика компенсацию морального вреда генеральному директору истца в размере 100 тыс. рублей (Дело А40-184753/2015).

Сарафанное радио – наиболее эффективный инструмент продвижения, поэтому важно защищать свою деловую репутацию.

Статья написана для ресурса «Деловой квартал».