Реклама — двигатель торговли. Каким требованиям должна соответствовать реклама, чтобы она двигала торговлю без штрафов?
Если ваша реклама не будет соответствовать требованиям закона, то антимонопольная служба может наложить штраф в размере до 500 тысяч рублей (до 800 тысяч рублей – для кредитных организаций).
Поэтому важно ещё на стадии подготовки рекламы исключить возможные нарушения.
Реклама должна быть добросовестной.
Недобросовестной признается реклама, которая:
Некорректное сравнение — сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров.
По данному критерию антимонопольная служба признала рекламу воды «Ниагара» недобросовестной (Дело N 88-08/2015).
В рекламе вода «Ниагара» сравнивалась с водой других производителей.
Наименования торговых марок воды фирм-конкурентов прямо не указывались. Но из содержания рекламы было понятно, о ком шла речь.
В частности, в рекламе говорилось: «Использование в рекламе хоккеиста не делает воду более чистой. Компания Ниагара не используется в своей рекламе известных личностей, а ежемесячно направляет свободные средства на совершенствование сервиса и поддержание отличного качества продукта».
Этой фразой ставилось под сомнение качество воды «Новокурьинская», в рекламе которой участвовал известный хоккеист.
Так, компания «Группа Полимертепло» на своем рекламном сайте разместила недостоверную информацию о том, что фирма-конкурент включена в список недобросовестных контрагентов.
Антимонопольный орган и суд признали такую рекламу недобросовестной, поскольку она порочит деловую репутацию конкурента (Дело № А56-73043/2014).
Типичными примерами данной недобросовестной рекламы являются попытки скрыто прорекламировать алкогольные напитки.
Например, фирма «Лариса-Сити» под видом рекламы безалкогольного напитка «AMSTEL» фактически на рекламном щите распространяла рекламу пива «AMSTEL».
Антимонопольная служба, обнаружив данную рекламу, наложила на фирму штраф в размере 100 тыс. рублей.
При этом антимонопольная служба отметила следующее:
— реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием рекламных конструкций
— реклама фиксирует внимание потребителей на товарном знаке «AMSTEL» и изображении банки с напитком
— товарный знак «AMSTEL» на банке безалкогольного напитка и товарный знак «AMSTEL» на банке пива сходны до степени смешения. Банки указанных напитков также сходны до степени смешения
— пиво «AMSTEL» широко представлено в продаже и известно потребителю. Безалкогольный напиток «AMSTEL» поступил в продажу около года назад, и не столь известен потребителю
Таким образом, реклама безалкогольного напитка «AMSTEL» с использованием товарного знака «AMSTEL» вызывает прочные ассоциативные связи с пивом «AMSTEL», реклама которого запрещена данным способом. (Дело № 4-14.3-283/00-08-15).
Актами недобросовестной конкуренции являются:
— дискредитация;
— введение в заблуждение;
— использование чужих результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации;
— создание смешения и т.д.
Так, антимонопольная служба установила незаконное использование компанией «Волма» символики чемпионата мира по футболу FIFA, в том числе товарного знака «Волгоград – 2018» (свидетельство № 516792).
Использование указанного товарного знака, создавало ложное представление о причастности компании к мероприятиям FIFA в качестве спонсора, партнёра, помощника, соорганизатора либо в любом ином качестве.
Реклама была признана актом недобросовестной конкуренции в связи с использованием чужого товарного знака и введением в заблуждение (Дело № 16-03-14.3-02/716).