Условия защиты деловой репутации

2016-11-22 09:38:23 1261

При каких условиях иск о защите деловой репутации будет удовлетворен? — такой вопрос неизбежно встанет перед вами, если вы намерены защитить деловую репутацию.

В предыдущей статье мы уже рассмотрели вопросы: Что такое деловая репутация? Зачем она? Поэтому сразу перейдём к рассмотрению условий защиты деловой репутации.

Когда сведения носят порочащий характер, необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  1. Сведения носят порочащий характер – этот факт доказывает истец;
  2. Сведения распространены – этот факт доказывает истец;
  3. Сведения не соответствуют действительности – это условие соблюдается по умолчанию. Ответчик должен доказать, что сведения соответствуют действительности.

В этой ситуации вы не лишены права доказывать, что сведения не соответствуют действительности, несмотря на презумпцию их несоответствия. Часто истцы так и делают.

Рассмотрим каждое из условий подробнее.

  • Сведения были распространены.

Сведения считаются распространёнными, если они доведены в той или иной форме хотя бы одному лицу.

Распространением сведений следует считать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, распространение в сети Интернет, изложение в публичных выступлениях, заявлениях и так далее.

При этом сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности.

  • Сведения носят порочащий характер.

Данные сведения должны умалять деловую репутацию, дискредитировать её.

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, нарушении деловой этики.

  • Сведения не соответствуют действительности.

Сведения, не соответствующие действительности, – это утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности в то время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Как это работает на практике?

Суд посчитал, что все три условия соблюдены в деле «МАГИСТРАЛЬ ОЙЛ» против коммерческого банка (А40-123230/16-5-1052).

Банк разместил сообщение о том, что намерен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании компании «МАГИСТРАЛЬ ОЙЛ» банкротом.

По мнению «МАГИСТРАЛЬ ОЙЛ», названное сообщение не соответствует действительности и порочит его деловую репутацию, поскольку высказаны утверждения о нарушении им действующего законодательства, в связи с чем у банка якобы имеются основания для обращения в арбитражный суд и признания «МАГИСТРАЛЬ ОЙЛ» несостоятельным (банкротом).

Банку не удалось доказать, что сведения соответствуют действительности и у него были основания для обращения в суд.

Кроме того, «МАГИСТРАЛЬ ОЙЛ» представила доказательства об отсутствии задолженностей перед банком.

Также «МАГИСТРАЛЬ ОЙЛ» доказала:

— факт распространения сведений – сообщение распространено в сети «Интернет».

— порочащий характер сведений – сообщение содержит утверждение о нарушении действующего законодательства, что формируют негативное отношение к хозяйственной деятельности компании.

Суд обязал банк опровергнуть и удалить данное сообщение.

В делах о защите деловой репутации важно хорошо подготовиться к судебному процессу и собрать максимум доказательств своей позиции.

ИСТОЧНИК