Географические названия как товарные знаки

2017-01-10 06:14:51 5912

Правительство Исландии хочет аннулировать правовую охрану бренда Iceland, принадлежащего компании «Iceland Foods». Эта новость стала резонансным событием этой недели.

Что произошло?

Брендом Iceland владеет крупная британская компания «Iceland Foods» с 1970 г. На официальном сайте компании гордо заявляется: «иногда Исландию путают с небольшой страной на окраинах Полярного круга, но настоящая Исландия — это уникальная британская продуктовая сеть, состоящая из 860 магазинов по всей Великобритании и ещё 40 франчайзинговых точек по всей Европе».

Iceland Foods не давала местным компаниям использовать слово «Iceland» в своих товарных знаках. Она предъявляла претензии о защите исключительных прав на товарный знак даже к тем компаниям, сфера деятельности которых была далека от торговли.

«Правительство Исландии обеспокоено тем, что наши предприятия не могут заявить в Европе о себе и месте своего происхождения — месте, которым мы по праву гордимся» утверждает Министерство иностранных дел Исландии.

В связи с этим правительство Исландии намерено обратиться в Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза (EU-IPO) с просьбой прекратить правовую охрану товарного знака «Iceland».

Основанием для аннулирования товарного знака «Iceland» является отсутствие различительной способности обозначения.

Различительная способность обозначения – это способность обозначения вызывать у потребителя ассоциации с конкретным производителем продукции.

Учитывая, что Iceland Foods работает на рынке Европы с 1970 г., доказать отсутствие различительной способности будет непросто.

Какой у нас подход к регистрации географических объектов в качестве товарных знаков?

В России уже было похожее дело, которое с нашей точки зрения представляет интерес. Это дело отражает практику, которую формирует в настоящее время Роспатент по регистрации в качестве товарных знаков названий географических объектов.

Компания «Ярошенко и Компания» обратилась в Роспатент с просьбой прекратить правовую охрану товарного знака «АЛТАЙ ALTAI», так как он вводит потребителя в заблуждение относительно товара и его производителя. Правообладатель товарного знака не был зарегистрирован на территории Алтая.

Роспатент удовлетворил просьбу «Ярошенко и Компания» и признал регистрацию товарного знака недействительной, но абсолютно по другому основанию.

Роспатент правильно, на наш взгляд, указал, что обозначение «АЛТАЙ ALTAI» указывает на место производства товаров / место нахождения производителя, и не обладает различительной способностью.

Правообладатель товарного знака, компания «Фармацевтическое предприятие «Мелиген», обратилась в суд с оспариванием решения Роспатента. В суде выяснилось, что компания закупает сырье для своей продукции в Алтае, хоть и сама находится в Ленинградской области. Следовательно, ее продукция не способна ввести потребителя в заблуждение.

Суд был вынужден отменить решение Роспатента, так как Роспатент нарушил процедуру рассмотрения самого возражения и вышел за пределы требований компании «Ярошенко и Компания».

Вся проблема компании «Ярошенко и Компания» в неправильном выборе оснований для прекращения правовой охраны.

Товарный знак был зарегистрирован для товаров 05-го класса МКТУ «биологические препараты, пищевые добавки для медицинских целей».

Алтай – место, известное во всем мире своими целебными, лечебными свойствами.

Товарный знак «АЛТАЙ ALTAI» указывает не на конкретного производителя, а на место происхождения товара, а следовательно, не обладает различительной способностью и не может быть зарегистрирован в качестве товарного знака.

Можно ли зарегистрировать в качестве товарного знака название географического объекта?

- Нет, исходя из решения Роспатента.

Можно включить название географического объекта в обозначение. Оно будет неохраняемым в самом товарном знаке.

Что это означает?

Это означает, что нельзя будет предъявлять претензии другим компаниям в случае использования аналогичного обозначения.

Но нельзя зарегистрировать обозначение, состоящее только из названия географического объекта, так как такое обозначение не будет обладать различительной способностью.

Запрещено регистрировать в качестве товарного знака обозначения, которые:

  1. Не обладают различительной способностью.
  2. Состоят только из элементов характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
  3. Содержат ложные элементы или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
  4. Тождественны или сходны до степени смешения с наименованием места происхождения товара.

На наш взгляд, есть все шансы на признание регистрации товарного знака «АЛТАЙ ALTAI» недействительной, так как обозначение указывает на место производства товара. Именно на это указал Роспатент при рассмотрении возражения о признания регистрации товарного знака «АЛТАЙ ALTAI» недействительной.

Решение Палаты по патентным спорам по товарному знаку «АЛТАЙ ALTAI» Дело № СИП-158/2016

Источник