Источник: Как узнать, будет ли ваш продукт приносить прибыль. PIXmedia.ru
Когда дизайнеры разрабатывают продукты для людей, они пытаются подстроиться под их нужды, то есть найти проблемы пользователей и решить их. Но здесь существует одна проблема: зачастую компании верят, что они нашли довольно насущную проблему, ради решения которой люди будут покупать их продукты. Да, часто этот расчет оказывается верен. Но, случаются и проколы. И тогда продукты с по-настоящему хорошим дизайном, с хорошим спектром решаемых целей не находят свою нишу на рынке.
КОГДА СЛУЧАЮТСЯ ПРОКОЛЫ
Многие менеджеры по продуктам или частные предприниматели разозлятся, если вы скажете им, что их надуманные покупатели могут и не клюнуть на их продукт, даже если он решает какую-либо проблему. «Нет!» - возопят возмущенные менеджер и предприниматель. «Эта проблема по-настоящему серьезна для наших пользователей. Они пытаются решить ее каждый день. Они сами нам об этом сказали. И мы лично видели, как они пытались ее решить. Мы даже организовали исследования!» Но, нарисуйте себе панорамную картину всех проблем, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Некоторые из них полностью нам подконтрольны, например, проблема питания. Некоторые из них не могут быть вписаны в рамки управляемости, например, просиживание в пробке по пути на работу. А некоторые и вовсе не подчиняются никаким законам, например, проблемы со здоровьем. И вот представьте. Сидите вы в пробке, с мигренью, и пытаетесь понять, что же вы хотите съесть на завтрак. Какую из проблем вы решите? Будете решать наибольшую? Ту, которая случается ежедневно? Или самую легкую? А может вы и вовсе сдадитесь, развернетесь и вернетесь в свою теплую постельку? Единственное, что объединяет всех людей – мы не можем решить все проблемы одномоментно. Другими словами, каждый день люди используют свои ограниченные эмоциональные ресурсы на решение специфических проблем. С другими же проблемами они продолжают жить или откладывают их решение на какой-нибудь другой день. Для дизайнера невероятно важно понять, что у людей нет склонности решать свои проблемы по убыванию. Об этом стоит помнить и когда вы делаете предварительное исследование пользовательской аудитории. Только ваша догадка о том, что эта проблема достаточно насущная, не говорит о том, что люди будут платить за ее решение. И запомните, когда мы говорим о слове «платить», мы не обязательно подразумеваем деньги. Безусловно, некоторые продукты стоят денег, но люди также могут расплачиваться своим временем, вниманием или потраченными усилиями. Если вы просите кого-либо потратить несколько часов на изучение вашего продукта, то вы слишком много просите за свой бесплатный продукт.
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ
Итак, как же отличить проблемы, за которые люди согласны платить деньги, от тех, за решение которых они не выложат и гроша? Безусловно, интенсивность, частота и трудность решения проблемы отражает, действительно ли пользователь собирается решить проблему или нет. Самым важным здесь является: «собирается решить». Давайте проверим. Например, вы являетесь владельцем спортзала, и вы разговариваете с тремя женщинами, которые говорят о том, что хотят подтянуть фигуры. Определите, какое из выражений отражает настоящий настрой говорящей посещать спортзал:
А) Я в ужасной форме. Это так влияет на мое здоровье. Я еще никогда не ходила в спортзал, но в этом году я точно начну.
Б) Мне так нравится бегать и плавать в бассейне, что я думаю, я уже в относительно хорошей форме. К тому же, я не фанат спортзалов.
В) Я в хорошей форме. Я уже посещала несколько спортзалов, а вот сейчас не знаю куда записаться.
Вы выбрали «В»? Скорее всего.
Налицо, то что женщина с ответа «А» имеет самые большие проблемы с фигурой, и что она собирается начать заниматься в спортзале. Но, ведь все мы говорим, что сделаем ту или иную вещь в этом году, а потом успешно забываем о своих намерениях. Это как список пожеланий к себе на Новый год. Женщина с ответа «Б» кажется счастливой и считает, что у нее нет проблемы, которую мы собираемся решить. А вот женщина с ответа «В» показывает как мотивацию, так и опыт посещения спортзалов. Именно она будет решать проблему, как этого хочет владелец спортзала. Другими словами, она уже приводила свою форму в порядок такими способами и тратила деньги на спортзалы. То, что она в прошлом уже решала эту проблему, явно свидетельствует о том, что в будущем она снова будет ее решать.
ОДНО ВАЖНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ
Но, постойте. Кажется, я знаю, о чем вы думаете. Вы думаете: «А что, если попробовать решить проблему через Twitter?» Или через ВКонтакте, или через WhatsApp. Но, такие платформы, как Twitter только создают настроения, а не решают те проблемы, что были и до появления Twitter. Можно весь день спорить о том, решает ли Twitter какие-либо специфические проблемы, или только создает их. Здесь есть одна важная вещь: очень, очень трудно создать такой проект, который способен задать новую модель поведения для людей. И вдвойне трудно, когда продукт опирается на эффект социальных сетей. Честно говоря, невозможно предугадать какой продукт понравится аудитории, а какой – нет. Именно поэтому есть Twitter, а есть тысячи других таких же социальных сетей. Только о последних никто никогда не слышал.
ЧЕГО ОЖИДАТЬ
Если ваш продукт будет решать проблему, о которой знают многие люди, есть один простой метод узнать, насколько эффективно он будет решать эту проблему. Давайте предположим, что вы уже исследовали пользовательскую аудиторию и протестировали продукт на потенциальных потребителях. Можно предположить, что дальше вы обратитесь к людям, которые возможно купят ваш продукт, или у которых хотя бы есть такая проблема. Но, просто разговаривать с людьми недостаточно. Нужно уметь задавать им правильные вопросы. Вместо того, чтобы спросить, есть ли у них данная проблема или нет, нужно поинтересоваться, собираются ли они ее решать. Важно также, чтобы ваша целевая аудитория уже имела сходные пути решения проблемы. Как в случае с владельцем спортзала. Еще одним бонусом здесь будет то, что ваши потенциальные пользователи уже тратили деньги на решение этой проблемы. Когда вы находите серьезную проблему, которые люди уже пытались безуспешно решать в прошлом, есть шанс, что в будущем они попытаются решить ее снова. Идеально будет, если они ищут решения прямо сейчас. Если вы бы хотели убедить кого-либо посещать спортзал, разумнее бы было начать с тех, кто сам хочет начать заниматься. Ежедневно люди сталкиваются с различными проблемами. Большинство из них мы просто игнорируем. Только единицы доходят до этапа, когда мы готовы выложить наши ценные ресурсы на решение проблемы. Если вы смогли найти проблему, которую люди хотят решить, будет намного проще убедить людей воспользоваться вашим предложением. Если же вы только пытаетесь найти проблему, попытайтесь понять настрой своих потенциальных пользователей, прежде чем что-то создавать.