Есть ли у вас «волшебная таблетка», которая повышает результативность команды?
У нас в ИТ-сервисной компании ICL Services — есть. Мы используем ее, чтобы повысить вовлеченность сотрудников, отладить процессы и научить команду использовать каждую возможность для улучшения. В одной команде таблетка помогла на 20% снизить количество инцидентов, в другой — на 28% повысить выработку, и это еще не предел.
Таблетка — это подход LEAN, который мы развиваем уже 4 года. В этом коротком очерке мы поделимся своим опытом.
Что такое LEAN
Концепцию LEAN Production («бережливое производство») сформировали в Toyota в 1950–е. В шестидесятые Toyota с триумфом ворвалась на авторынок США: японские машины оказались и лучше, и дешевле американских. Тогда концепцией LEAN заинтересовались и в других отраслях: энергетике и торговле, услугах и здравоохранении, армии, а позже и в ИТ.
Суть LEAN – делать все возможное, чтобы действительно понять требования клиента и постепенно убрать все лишнее, что не несет для него ценности. То есть сделать так:
Что нам дал LEAN
Начнем с результатов.
Мы начали внедрять методологию LEAN в 2013 году. Сейчас, в 2017, в соответствии с ней работают большинство наших подразделений. В целом результаты таковы:
Вот чего мы добились для некоторых наших Клиентов:
На нескольких проектах после внедрения методологии стало в 2 раза меньше рутинных задач и повторяющихся запросов от пользователей! Освобождаясь от рутины, сотрудники могут развиваться, искать новые возможности для улучшения и повышать ценность сервиса для Заказчика.
Внедрение методологии
За десятилетия в рамках методологии LEAN создано множество направлений и практик. «Наша» версия LEAN требует сосредоточиться на трех фокусах.
Это значит, что (1) все сотрудники компании должны направить свои действия на (2) предоставление лучших сервисов Клиентам и (3) постоянно искать возможность усовершенствовать имеющиеся услуги и бизнес-процессы.
Внедрение LEAN — культурное изменение. Без участия каждого сотрудника компании здесь не обойтись. Но культурные сдвиги даются тяжело: человеку свойственно сопротивляться изменениям. Поначалу они воспринимаются как «отвлекающие», «бесполезные» и даже «вредные».
Вот что помогло нам преодолеть скепсис.
Коротко о практических аспектах LEAN
Методология требует соблюдать 7 принципов.
Наш базовый инструмент LEAN — это Кружки качества, еженедельные/ежедневные общекомандные встречи.
У них жестко заданная структура и регламент. Обязательный элемент встречи — обсудить и зафиксировать успехи и неудачи за период, проанализировать причины проблем и найти решения. На Кружке мониторят ключевые KPI команды, анализируя изменения. Данные и выводы фиксируют на физической или виртуальной структурированной доске, где наглядно отображается состояние проекта. Поднятые проблемы решаются к следующему Кружку. Все сотрудники команды обмениваются информацией, пересматривают рабочие процессы и сообща находят возможности для улучшения.
Кружок качества воплощает все принципы LEAN, и самим сотрудникам удобно так работать. А использование Кружков в комплексе с другими программами и инициативами как раз и помогает получить те самые +28% и даже +50% эффективности.
Не LEAN’ом единым
LEAN не единственное решение, которое помогает нам постоянно повышать качество услуг для Клиентов. В дополнение мы, например:
Однако именно LEAN стал для нас общей методологией работы, которая помогает всё это правильно использовать и выполнять требования Клиента. Наш опыт показывает: компании, которая стремится добиться бОльших результатов не числом (сотрудников, инвестиций и т.д.), а умением правильно улучшать уже существующее, стоит присмотреться к этой методологии.