Сначала ответим на вопрос: «Что такое инновации?»
Думаю, большинство проблем – это именно коммуникационные проблемы. И большинство из них возникают от незнания или разного понимания одних и тех же, казалось бы, общеупотребимых слов.
Инновация, нововведение (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
Исходя из этого определения следует, что ответ на ранее поставленный вопрос кажется очевидным: научному проекту следует подойти к процессу создания инновации так же, как и любой коммерческой организации. А именно: найти принципиальную неудовлетворенность целевой аудитории и предложить ей значительно более прогрессивное решение вопроса.
Приведем пример:
Предположим, заведующий кафедры биологии сделал онлайн-портал. На ресурсе публикуется информация об интересных открытиях, фактах, событиях, для тех, кто интересуется биологией. Но язык науки достаточно специфичен, потому читателями данного портала в основном пока являются только научные работники.
Монетизировать подобное онлайн-СМИ достаточно сложно. Но крайне необходимо для его развития. Стоит задача популяризировать портал и сделать его интересным для разных групп людей. Допустим, что одна из целевых аудиторий, которой может быть интересна биология, это учащиеся средних классов. Чтобы они активно вовлекались в процесс пользования ресурсами портала, информация, размещенная на нем, должна стать максимально простой, интересной и интерактивной.
Известно, что лучший из примеров для подражания – компьютерные игры. С учетом того, что инновация предполагает существенное улучшение какого-либо процесса, можно сделать следующее: внести элементы игры в структуру портала. Сделать его своеобразно «игрой», даже с возможностью повышения уровня игрового персонажа, задача которого — изучение материалов по биологии. Можно добавить видео и аудио контент. Так мы сможем увеличить вовлеченность школьников, и повысить количество таких читателей портала.
Заботясь о повышении уровня образованности своих детей, родители начнут платить за такую возможность. А автор ресурса получит денежный поток и продукт, аналогов которому пока нет на рынке.
Рассмотрим процесс решения.
Речь пойдет о превращении онлайн-портала в инновационный продукт. Вот основные этапы работ.
Начало работы.
Соберите рабочую группу, и на базе данных интервью выделите 3-4 ключевые проблемы вашей аудитории, которые можно решить в рамках проекта. Для того, чтобы сформулировать ключевую неудовлетворенность аудитории используйте наводящие вопросы.
Что такое, с точки зрения потребителя, «слишком затратно»? То, что отнимает много времени, слишком дорого стоит или требует больших усилий? Что заставляет потребителей чувствовать себя плохо? Что их разочаровывает, раздражает или вызывает головную боль? Почему существующие ценностные предложения не устраивают потребителей? Чего им не хватает? Какие особенности продукта раздражают их, на какие недостатки они указывают? С какими основными проблемами сталкиваются потребители? Понимают ли они, как все устроено, есть ли у них трудности с выполнением того или иного действия или они по определенным причинам не хотят выполнять какую-либо задачу? С какими негативными социальными последствиями сталкиваются или боятся столкнуться потребители? Чего они боятся: потерять лицо, влияние, доверие или статус? Какие риски имеют значение для потребителей? Их пугают потенциальные финансовые, социальные или технические риски? Задают ли они себе вопрос, что может пойти не так? Что мешает потребителям спокойно спать? Каковы их главные проблемы, источники переживаний, причины для беспокойства? Какие ошибки чаще всего допускают потребители? Может быть, они неправильно используют предлагаемые решения? Что мешает потребителям принять ценностное предложение — необходимость предоплаты, отсутствие нужных знаний или какие-то иные препятствия?
На рассматриваемом примере создания портала в области биологии, ключевая неудовлетворенность аудитории может выглядеть так: детям не интересно заходить на портал, потому, что там много непонятных слов, длинных текстов, их внимание быстро переключается на другие, более интересные для их возраста темы, игры. И столь полезный контент становится для них не актуален.
После этого представьте группой 2-3 примера инновационных решений в любой отрасли, которые вас «зажигают». Найдите фотографии реализованных проектов, страниц сайтов, вывесите их на стену в рабочем пространстве.
Что такое бенчи? Это пример из индустрии игр, фильмов, литературы, комиксов и пр., который может лечь в основу вашего инновационного продукта, соответствует ценностям основателей и целевой аудиторией. Ничего не появляется из ниоткуда. Все новое – это хорошо забытое старое, скомпонованное и предложенное в другом формате.
Как человек давно занимающийся созданием новых продуктов, могу сказать, что в этом процессе без бенчмаркинга никак. Это процесс поиска лучших образцов в исследуемой или смежных отраслях (в нашем случае это индустрия кинематографа и компьютерных игр), который позволяет вычленить лучшие практики и успешно адаптировать их для вашей бизнес-задачи. Изучите все фильмы, книги, видеоигры, которые рассчитаны на вашу целевую аудиторию. Посвятите время серфингу в интернете и обязательно проанализируйте сайты других порталов для детей.
Начните мозговой штурм на базе проблемы вашего целевого клиента и тех образцов, которые вы выбрали для подражания. Думайте над решением. Чем большее идей вам удастся собрать, тем лучше. Оставьте критику. Отсеивать идеи на жизнеспособность будете позже. Выберете наиболее решения, которые могут стать наиболее рабочими. Протестируйте их на пользователях, с которыми ранее поводили интервью. Пусть они поделиться своими впечатлениями от планируемых инноваций. Еще раз проведите глубинное интервью по тем же правилам, которые описаны во втором шаге.
Снова обсудите с коллегами сделанное и принимайте решение: какие из изменений вы готовы внедрять на своем портале уже завтра. Для этого мжно использовать простой метод голосования. Возьмите стикеры и пусть каждый из вашей команды приклеит его рядом с той идеей, в которую он больше всего верит. Потом просто посчитайте результаты. И выберите фаворитов.
Удачи во внедрении инноваций! И попутного ветра.