Традиционно при первом контакте с потенциальным заказчиком составляется бриф, список базовых вопросов, на основании ответов на которые составляется коммерческое предложение. Задача брифа — понять цели заказчика, причины его заинтересованности в услуге.
PR-бриф имеет свои особенности. При первом контакте с заказчиком важно выяснить не только его цели / пожелания, но и его представления о PR.
Почему это важно? В PR, как и в политике, разбираются все. Все знают, каким он должен быть, но у каждой компании, у каждого бизнесмена своя картина правильного PR.
Задача PR-брифа и первых встреч с будущим клиентом:
Получить четкое представление о задачах и роли PR с точки зрения самого заказчика. Заказчик должен видеть, что вам понятны его представления.
Мягко и ненавязчиво скорректировать позицию клиента, если она неадекватна реальным задачам и возможностям PR-продвижения.
Пояснения ко пункту №2.
Позиция «Клиент всегда прав» - это мина замедленного действия в маркетинге, а в PR особенно. Причина в том, что большинство клиентов имеет совершенно искаженное представление об этой услуге. Чаще всего клиент:
Конечно, при «ухаживании» за клиентом можно принять позицию «Ты всегда прав», соглашаясь со всем, что он скажет. Однако такая позиция приведет:
Вывод: чтобы этого не произошло, бриф должен помогать нам нарисовать максимально четкую и подробную картину позиции клиента и его ожиданий от PR.
Вопросы PR-брифа
ВАЖНО: консультант задает эти вопросы клиенту не для того, чтобы клиент за него решил все вопросы о целях и задачах PR. Бриф должен разобрать хаос в голове у клиента, расставить приоритеты и — самое важное — определить параметры успешной PR-кампании.
Задача консультанта — предложить конкретные решения и мягко изменить нереалистичные или вредные установки будущего клиента.
ВАЖНО: При ответах на вопросы, а также в PR-предложениях нужно избегать туманных формулировок:
Цели должны быть конкретными:
Если клиент — так, скорей всего, и будет — поленится подробно заполнять бриф конкретными ответами, эти вопросы ненавязчиво и в другой формулировке нужно повторить во время устной беседы.
Базовые вопросы должны быть закрыты во избежание будущих взаимных претензий.