Всем привет, это Adlook!
В 2024 году рекламодатели потеряют более $71 млрд из-за поддельного или недействительного трафика. Причина тому — увеличение количества вредоносных ботов, которые уже составляют более 32% всего интернет-трафика. Но что делать в этой ситуации рекламодателям, веб-издателям и владельцам веб-сайтов? Давайте разбираться: сегодня мы обсудим виды ботов, их потенциальный вред и способы борьбы с ними.
Бот-трафиком называют посещение сайта кем-то, кто не является человеком. Конечно, речь не о коте, случайно наступившем лапой на клавиатуру, а именно о ботах — программах, созданных для выполнения повторяющихся действий. Многие считают, что бот-трафик — это абсолютное и безусловное зло, но это далеко не всегда так. Есть и добрые боты-помощники, без которых веб-сервисы просто не смогут работать.
Кстати, всеми любимая Алиса — тоже бот. Согласитесь, без нее наша жизнь была бы чуточку скучнее.
Итак, помимо вредоносных, существуют и полезные боты, среди них:
А вот этих ребят хорошо бы не подпускать к сайту на пушечный выстрел.
Клик-боты — это программы, которые автоматизируют процесс кликов на веб-сайтах, особенно на рекламных баннерах и ссылках. Их цель — увеличить количество кликов на определенной рекламе или ссылке. Такие боты приходят на сайт и нажимают на рекламные объявление, прямо как настоящие люди. Тем самым они наносят огромный ущерб рекламодателям, впустую сливающим бюджет.
Основная мишень таких ботов — инфобизнесмены, привлекающие целевую аудиторию бесплатными «полезностями» — электронными книгами, чек-листами, планерами и списками типа «50 идей постов для вашего блога». По задумке, читатели придут в восторг от подарка и вскоре прибегут уже за платными курсами или книгами. А если нет — их контакты все равно останутся в базе, и с ними можно будет работать. Вот только если скачивание выполнил бот, в клиента он так и не превратится.
Спамботы специализируются на заполнении форм. Они добывают контактную информацию, включая адреса электронной почты и номера телефонов, а затем создают фейковые аккаунты пользователей, либо крадут чужие аккаунты и действуют от их имени. Такие программы распространяют никому не нужный, а то и опасный контент, например:
Уже из названия понятно, чем они занимаются — шпионят. Крадут данные, например, адреса электронной почты с сайтов, чат-румов, форумов, и соцсетей.
Боты-скрейперы посещают сайты и крадут размещенный там контент — например, списки продуктов и прайс-листы — и передают его конкурентам. В результате конкуренты могут разместить украденные материалы на своих страницах, часто предлагая товары или услуги по более низкой цене.
Помните Барти Крауча-младшего, проникшего в Хогвартс под видом профессора Грюма и безнаказанно творившего там тёмные делишки? Такое ПО может по праву носить его имя, так как выдает себя за того, кем не является. И сайт просматривает, и на кнопочки нажимает; думаешь, человек, а на самом деле — бот. Такие притворщики обходят меры защиты на сайте, чтобы получить доступ к сетям или системам, а иногда устраивают DDoS-атаки.
Знаете ли вы? DDoS — сокращение английской фразы «Distributed Denial of Service», дословно — «Распределенный отказ в обслуживании». Во время DDoS атаки на сервер поступает слишком много запросов из разных мест, и он на время перестает работать.
Конечно, иногда серверы могут выходить из строя по естественным причинам. Например, при выходе новой игры на веб-сайте наблюдается всплеск активности: на него заходят геймеры, которые первыми хотят опробовать новинку. И всё же всегда следует помнить о деятельности киберпреступников.
В отличие от ботов-самозванцев, создаются специально для атак на сервер. Загружаются на компьютеры ничего не подозревающих пользователей, а потом дружно нападают на сервер с целью остановить его работу. По данным компании Corero, которая как раз специализируется на защите от DDoS-атак, в среднем по Америке каждый такой инцидент обходится приблизительно в 218 тысяч долларов.
Темные двойники мониторинговых ботов. Ходят по сети, выявляют у сайтов слабые места, и сообщают о них, только не владельцам сайтов, а третьим лицам, которые используют эту информацию в своих целях.
Чтобы определить, сколько ботов посещает ваш сайт, нужно регулярно проверять сетевые запросы, которые поступают на сайт. Полная версия Google Analytics в России больше не доступна, а использовать бесплатную можно только после уведомления в Роскомнадзор, иначе получите штраф. С Яндекс Метрикой таких проблем не возникнет.
Вот основные красные флажки, указывающие на нашествие ботов:
Итак, враг обнаружен. Как заставить его обходить сайт стороной?
Вот основные инструменты:
Больше всего вредоносных ботов в сетях Яндекс.РСЯ. Причина? Скликивание рекламы. Не секрет, что владельцы сайтов, подключающихся к РСЯ, зарабатывают на каждом клике по рекламным блокам на их сайтах. В итоге, владельцам очень выгодно «натравливать» ботов на свои же сайты, чтобы потихоньку скликивать рекламные блоки. Проблема обострилась в последнее время, что признает и сам Яндекс. Есть люди, которые владеют сотнями подобных сайтов и промышляют подобным типом мошенничества.
Конечно, на 100 % исключить бот-трафик на ваш сайт невозможно. Но если вы будете внимательно заниматься аналитикой сайта, использовать технические средства защиты и, что немаловажно, постоянно повышать уровень осведомленности сотрудников о проблеме, вы значительно снизите вероятность серьезных атак.
А чтобы ничего не пропустить и быть в курсе последних трендов, читайте наши блоги: мы активно публикуемся на виси, составе и дзене, а также ведем блог на собственном сайте — там вы найдете полезные материалы о маркетинге и рекламе, новости, обзоры и кейсы. Переходите по ссылкам, читайте и делитесь полезностями с коллегами и друзьями :)
С вами был Adlook. На связи!