Digital-агентство ZAMEDIA, чьим флагманским направлением является брендинг, рассказывает что такое брендбук, для чего он нужен и делится вдохновляющими визуальными примерами известных брендов.
Залог успешного бренда — это тщательно продуманная стратегия и узнаваемый дизайн. Как убедиться, что каждый член команды — от главного дизайнера до менеджера по продажам — понимают ваш брендинг одинаково? Для этого и создается брендбук — свод правил, который описывает то, как бренд выглядит и как себя ведет.
Брендбук — это официальный документ, в котором описываются основные компоненты бренда. Он служит универсальным сводом правил для любого, кто будет взаимодействовать с вашим брендом. Брендбук делает визуальную коммуникацию бренда упорядоченной и понятной.
Брендбуки могут быть разными — от пары страниц до целой книги. В любом случае, в брендбуке должны быть четко прописаны визуальная часть и философия бренда как для внешнего, так и для внутреннего использования.
Ключевые элементы брендбука во многом совпадают у любого брендингового агентства, но возьмем в пример, что создает команда ZAMEDIA.
- Исследование: анализ рынка и конкурентной среды, описание портретов целевой аудитории.
- Позиционирование: определение RTB или причин нам верить, формирование УТП.
- Проработка ценностей, характера и тональности бренда, проведение SWOT-анализа и маркетинг-микса или 4P, определение миссии бренда.
Разработка логотипа, проработка фирменного шрифта, подбор цветовой гаммы, создание фирменного паттерна, полиграфия (визитка, договор, письмо, блокнот), дизайн соцсетей (обложки, посты, stories, баннер), сувениры (ручка, флаг, футболка, кепка, брюки), экстерьер (транспорт, вывеска, входная группа), презентация компании.
Представляет собой электронную верстку с описанием правил работы, ограничений и презентацией пирамиды бренда.
Создание брендбука интересная и долгая задача над которой трудятся арт-директор, маркетологи и дизайнеры. Поэтому создание бренда не может быть дешевым. Также не стоит путать брендбук с гайдбуком. Брендбук - это полное описание бренда и его визуальной составляющей, а гайдбук это только «памятка» по использованию фирменного стиля.
Далее представлены примеры визуальной части брендбуков разных компаний для вдохновения.
Вступительный звук «та-дам» и узнаваемый логотип притягивают к экранам взгляды примерно 193 миллионов зрителей. Бренд Нетфликса невозможно спутать с другим. Логотип компании выполнен в красном цвете заглавными буквами. По словам дизайнеров Нетфликс, он создает «ощущение премиального кинематографа, так как мы продолжаем устанавливать стандарты для оригинального контента».
Помимо собственной сильной бренд айдентики, музыкальная платформа также стала частью брендирования для других компаний. Создание собственных плейлистов стало инструментом для укрепления идентичности бренда.
Также как и Спотифай, Твиттер может быть частью стратегии других брендов. Поэтому ему необходима сильная айдентика. Логотип Твиттера появляется на многих сайтах и визитках, и играет важную роль в личном брендинге.
Брендбук Твиттера короткий, с четкими рекомендациями. Голубая цветовая палитра символизирует доверие, надежность и профессионализм.
Хороший отзыв — это лучший показатель качества для отеля или туристического места. TripAdvisor играет важную роль в принятии решений у туристов. Рейтинги заведений можно посмотреть онлайн, а некоторые рестораны клеят наклейки-рекомендации сервиса.
Такому международному сервису обязательно иметь четкую визуальную айдентику. Атрибуты бренда расписаны до мельчайших деталей, включая рейтинговую систему и ее внешний вид.
National Geographic — один из 25 самых уважаемых брендов Америки. Визуальные атрибуты бренда не меняются в течение многих лет — поэтому их так легко узнать. Как говорится в брендбуке: «Вся система построена на трех элементах: изображения, посыл и объем бренда. Если приоритизировать один, то это повлияет на работу всех. Но прелесть этой системы в сбалансированной работе каждого элемента». Дизайн бренда всегда одинаковый: в печати, на экране и в соцсетях.
6. NASA
В брендбуке НАСА есть все: от логотипа и типографии до нашивок на форме и маркировок космических кораблей. Бренд НАСА узнают даже на луне, а их брендбук стал настольной книгой и предметом обсуждений.
Приложение создано для оптимизации общения отдельных людей и рабочих групп. Главные ценности бренда — эмпатия, мастерство и веселье.
Эти ценности видны в тоне и структуре их брендбука. Продуманное и хорошо составленное руководство наполнено коммуникативными визуальными элементами, которые отражают природу Slack.
Где бы вы ни купили маккиато гранде, от Австралии до Канады, его вкус будет одинаковым. Starbucks последовательны во всем, от внешнего вида до вкуса их продукции.
Команда Старбакс ценит свою выдающуюся цветную палитру. «Наш зеленый — легендарный. Его видно издалека. Это наш главный атрибут, от цвета фартуков до логотипа». Старбакс — отличный пример брендбука, который коротко, но емко обозначает основные элементы брендинга для каждого, кто взаимодействует с компанией.
The Guardian недавно отметил свой 200-й День рождения. Это издание — источник для ежедневных новостей онлайн и в печатном виде. Их визуальная айдентика красиво и четко отображена в брендбуке.
Особый пункт этого брендбука — раздел с сетками и пробелами, который «обеспечивает основу и унифицирует размещение информации на всех наших цифровых платформах». Кроме этого, в их случае цветовая гамма используется для удобства читателей.
Хаб для дизайнеров и творческих людей. Dribbble поддерживает независимых артистов, являясь платформой для онлайн-портфолио и коллекцией цифровых работ. Эстетика компании минималистичная, но с богатым воображением. Например, розовый используется в логотипе, чтобы отобразить свежесть, оптимизм и креативность.
Бесплатный мессенджер с возможностью аудио и видеозвонков. Особенность WhatsApp в том, что его можно использовать на разных устройствах, в том числе на компьютере. В логотипе WhatsApp нет никаких букв, чтобы его можно было одинаково использовать во всех странах. А символ телефонной трубки — универсальный знак связи. Brandbook компании короткий и понятный, и охватывает все атрибуты — от логотипа до использования имени.
Выбрав правильное построение и представление бренда, можно в дальнейшем существенно облегчить продвижение своих товаров и услуг.