Кто вы по профессии? Сегодня многие затрудняются с ответом, но совсем не потому что не имеют образования, достаточной квалификации. Наоборот, это люди, которые профессионально развиваются в разных или смежных направлениях и одновременно совмещают несколько видов деятельности/должностей, выбирая стратегию портфельной карьеры.
Портфельная карьера – это выход из узкой специализации; разнообразие проектов и ролей в рамках одной профессиональной группы или смежных профессий.
К слову, согласно аналитическому отчету Сберуниверситета «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы» (2021), человек становится вечным студентом и будет осваивать 7-8 профессий в течение жизни.
Выбирая портфельную занятость, специалисту важно:
1. Оценить возможности и риски данной стратегии и свою готовность к этому пути.
Возможности портфельной карьеры
- Вместо скучной занятости стиль жизни.
- Совмещение финансово выгодной работы и творческих проектов.
- Диверсификация рисков. Несколько источников дохода (один из проектов закончился, бизнес не сработал, уволился по собственному желанию, уволили/сократили – в любом случае остаются другие финансовые источники).
- Развитие кросс-функциональных навыков.
- Повышение востребованности на рынке труда. Гибкость и адаптивность к изменениям на рынке труда.
- Усиление личного бренда.
- Управление своими карьерными треками.
- Самостоятельное планирование своего рабочего времени и досуга, а также их соотношения.
- Положительное влияние личного бренда на репутацию компании/проекта, если правильно встроить свой личный бренд в работу.
Риски портфельной карьеры
- Ненормированный рабочий график.
- Сложность планирования НЕ пересечения видов работ.
- Повышение вероятности перегрузок, как следствие, выгорания.
- Конфликт интересов с заказчиками или работодателем.
- Вероятность низкого качества исполнения работ.
- Негативное влияние личного бренда не репутацию компании/проекта при неверном его проявлении.
- Впечатление непостоянства у HR-ов и ЛПР (для наемного труда).
2. Учесть, что чем больше ты умеешь, тем сложнее четко объяснить, в чем же ты мастер. Поэтому стоит заранее подумать, как «собирать» опыт и достижения в личный бренд.
- Для современного рынка труда эффективнее не название профессии, а понятное позиционирование; не сухие факты биографии, а персональные кейсы; не шаблонный список навыков под должность, а индивидуальный профиль компетенций. Таким образом, чтобы выделяться, необходимо выстроить систему, в которой все профессии, компетенции, достижения будут взаимодополнять друг друга.
- Выбрать основной вектор карьерного развития, например, эксперт в какой-либо области, стратег, советник/наставник, предприниматель, социальный предприниматель, спикер, независимый директор, медиатор, профайлер, лектор, популяризатор науки. В чем вы станете узнаваемым и востребованным.
- Определить, как другие компетенции, профессии, проекты, должности будут встраиваться в личный бренд. Например, совмещение предпринимательской деятельности (как основной) с проектной / с преподаванием / с наемным трудом. Кажется логичным, что профессионал в своем деле может легко выступить перед аудиторией, на практике же не каждый профессионал обладает навыком ораторского мастерства и будет интересен слушателям. Поэтому если вы не только профи, но и классный спикер, это нужно подсвечивать, если же нет, сделайте акцент на чем-то другом.
- Непрерывно развивать компетенции. А какие?
Hard skills
В зависимости от профессиональных позиций могут быть базовыми по каждому направлению, продвинутые по одному направлению и базовые или средние по другим, продвинутые в смежных направлениях.
Soft skills
Коммуникация, проактивность, предпринимательское мышление, креативное мышление, работа в команде, самопрезентация, самопродюсирование, принятие решений, лидерство, эмпатия.
Self skills
Самоанализ, самостоятельность, самоорганизация, самозабота, саморазвитие.