Три с половиной профессии: как развивать личный бренд при портфельной карьере

2024-09-23 16:59:38 Время чтения 4 мин 116

Кто вы по профессии? Сегодня многие затрудняются с ответом, но совсем не потому что не имеют образования, достаточной квалификации. Наоборот, это люди, которые профессионально развиваются в разных или смежных направлениях и одновременно совмещают несколько видов деятельности/должностей, выбирая стратегию портфельной карьеры.

Портфельная карьера – это выход из узкой специализации; разнообразие проектов и ролей в рамках одной профессиональной группы или смежных профессий.

К слову, согласно аналитическому отчету Сберуниверситета «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы» (2021), человек становится вечным студентом и будет осваивать 7-8 профессий в течение жизни. 

Выбирая портфельную занятость, специалисту важно:

1. Оценить возможности и риски данной стратегии и свою готовность к этому пути.

Возможности портфельной карьеры

- Вместо скучной занятости стиль жизни.

- Совмещение финансово выгодной работы и творческих проектов.

- Диверсификация рисков. Несколько источников дохода (один из проектов закончился, бизнес не сработал, уволился по собственному желанию, уволили/сократили – в любом случае остаются другие финансовые источники).

- Развитие кросс-функциональных навыков.

- Повышение востребованности на рынке труда. Гибкость и адаптивность к изменениям на рынке труда.

- Усиление личного бренда.

- Управление своими карьерными треками.

- Самостоятельное планирование своего рабочего времени и досуга, а также их соотношения.

- Положительное влияние личного бренда на репутацию компании/проекта, если правильно встроить свой личный бренд в работу.

Риски портфельной карьеры

- Ненормированный рабочий график.

- Сложность планирования НЕ пересечения видов работ.

- Повышение вероятности перегрузок, как следствие, выгорания.

- Конфликт интересов с заказчиками или работодателем. 

- Вероятность низкого качества исполнения работ.

- Негативное влияние личного бренда не репутацию компании/проекта при неверном его проявлении.

- Впечатление непостоянства у HR-ов и ЛПР (для наемного труда).

2. Учесть, что чем больше ты умеешь, тем сложнее четко объяснить, в чем же ты мастер. Поэтому стоит заранее подумать, как «собирать» опыт и достижения в личный бренд.

- Для современного рынка труда эффективнее не название профессии, а понятное позиционирование; не сухие факты биографии, а персональные кейсы; не шаблонный список навыков под должность, а индивидуальный профиль компетенций. Таким образом, чтобы выделяться, необходимо выстроить систему, в которой все профессии, компетенции, достижения будут взаимодополнять друг друга.

- Выбрать основной вектор карьерного развития, например, эксперт в какой-либо области, стратег, советник/наставник, предприниматель, социальный предприниматель, спикер, независимый директор, медиатор, профайлер, лектор, популяризатор науки. В чем вы станете узнаваемым и востребованным.

- Определить, как другие компетенции, профессии, проекты, должности будут встраиваться в личный бренд. Например, совмещение предпринимательской деятельности (как основной) с проектной / с преподаванием / с наемным трудом. Кажется логичным, что профессионал в своем деле может легко выступить перед аудиторией, на практике же не каждый профессионал обладает навыком ораторского мастерства и будет интересен слушателям. Поэтому если вы не только профи, но и классный спикер, это нужно подсвечивать, если же нет, сделайте акцент на чем-то другом.

- Непрерывно развивать компетенции. А какие?

Hard skills

В зависимости от профессиональных позиций могут быть базовыми по каждому направлению, продвинутые по одному направлению и базовые или средние по другим, продвинутые в смежных направлениях. 

Soft skills

Коммуникация, проактивность, предпринимательское мышление, креативное мышление, работа в команде, самопрезентация, самопродюсирование, принятие решений, лидерство, эмпатия.

Self skills

Самоанализ, самостоятельность, самоорганизация, самозабота, саморазвитие.