Что из себя представляет подкаст «Маркетинг и реальность», как бизнес? Какие шаги мы прошли для того, чтобы попасть в топы категории маркетинга? Как превратить подкаст в бренд-медиа, и сделать это, не вложив ни копейки?
Подкаст «Маркетинг и реальность» родился 15 марта 2020. По прошествии трех лет, набравшись опыта и понимания всех процессов ниши подкастинга, я понял: пора выходить в видео-формат. Теперь нас можно увидеть на YouTube, в ВК видео и в ОК. В связи с этим я решил напомнить о том, какой путь мы прошли, и что дало нам больше всего результата.
Я расскажу о пути развития подкаста: как и на каких идеях он начинался, как монетизировался, какие шаги я прошел, чтобы он стал бизнесом. Выпуск будет полезен тем, кто хочет завести и развивать подкаст под разные задачи: монетизация творчества, развитие личного или корпоративного бренда, монетизация нишевого медиа.
Развитие подкаста — запуск, продвижение и монетизация — огромная тема, по которой пишут книги и курсы. Это полноценный бизнес со своими бизнес-процессами. Я расскажу, что успею, но вы всегда можете зайти в наш Tg-канал подкаста и задать мне любые вопросы: некоторые из них иногда превращаются в полноценные выпуски.
А для тех, кто хочет быстрых ответов и пошаговых действий, у меня есть консалтинг по темам маркетинга, брендинга, PR и подкастинга. Чаще всего приходят запросы о создании личного бренда, TOV бренда, автоматизации воронки продаж, монетизации, позиционировании, соединения своего образа, как CEO и как эксперта.
Свою историю пути я бы назвал «Как я планировал продавать услуги по консалтингу и маркетингу, но создал бренд-медиа». Надеюсь, однажды удастся написать об этом книгу, хотя я слишком ленив для этого.
Пасхалочка из будущего: “Вызов от Вселенной принят, кожаный человек Александр! Бойтесь своих желаний — события уже закрутились в вихрь таким образом, что вскоре Вы получите предложение написать книгу на очень интересную и любимую вашими слушателями тему” ^_^
Сейчас подкаст «Маркетинг и реальность» — это лекции, интервью и мнения экспертов и практиков digital-рынка по поводу того, как работает маркетинг, брендинг и PR. Мы выходим в аудио- и видео-версиях, в формате статей на разных площадках. Совокупное количество прослушиваний — от 1500 до 4000 на выпуск. В месяц — от 11 000 до 15 000 прослушиваний. Наша аудитория — деловая, узконаправленная, которая интересуется темами маркетинга, брендинга и PR. Подкаст создан для тех, кто планирует применять знания на практике — предпринимателей, фрилансеров, экспертов, работников и топ-менеджмент digital-агентств”.
Все начиналось с диктофона на смартфоне: в 2020 я сидел на кухне и надиктовывал первые выпуски подкаста. До этого работал в различных сферах: web-разработке, логистике, строительстве и ремонте, мебели под ключ.
Перед созданием подкаста я был директором по маркетингу коттеджного поселка. Потом уволился и решил, что хочу развивать личный бренд. Для этого мне нужна была воронка прогрева аудитории на мою экспертность. Я понимал, что у меня много знаний и опыта о том, как работает маркетинг — от базового уровня до глобальных стратегий. Для этого мне необходимо было выбрать формат, в котором я буду все это преподносить. И я выбрал формат подкастов, так как давно и с удовольствием их слушал.
Если выбирать подкастинг, как основу для прогрева и воронки продаж — со временем вы получите накопительный эффект от SEO-индексации всех ваших выпусков.
Останется правильно назвать выпуск с важными ключевыми словами и заполнить описание выпуска.
3. Интеграция выпусков в соцсети — ВК, ОК, YouTube.
Когда я выбрал свой формат и определил ключевые особенности данного типа контента — я подумал о том, как в долгосрок выстраивать позиционирование подкаста.
То, что у нас есть сегодня — работа не одного года. Я говорю про визуальную и смысловую айдентику подкаста, контент и особенности рубрик. Все это — планомерная работа, которой я иду по пути стартапов.
У стартапов есть понятие MVP (minimal viable product) — минимально жизнеспособная модель. Создать что-то большое сразу — невозможно. Но если идти по пути “минимально что-то работающее”, и по чуть-чуть это оптимизировать — вы придете к большой работающей модели, которая принесет результат в виде монетизации, гостей, PR и многого другого.
Для аналитики лучше всего подходит хостинг подкастов — Mave, но он не единственный в РФ.
Особенность хостингов подкастов в РФ в том, что они бесплатны, за что огромная благодарность всем представителям индустрии! Я уверен, что ниша подкастинга только растет, и впереди очень большой рывок в этом направлении”.
Mave собирает данные многих подкаст-плееров, но не учитывает данные Яндекс Музыки и некоторых платформ, которые ограничивают доступ к своей аналитике. На текущий момент Mave показывает, что всего у меня было 225 373 прослушивания без данных Яндекс Музыки (где еще от 30 до 40% от этого количества).
У нас порядка 300 000 + прослушиваний, из которых уникальных слушателей — 85 289 без данных Яндекс Музыки. Итого — до 130 000 + уникальных слушателей. На середину сентября в месяц около 8 000 прослушиваний без данных Яндекс Музыки. В активные месяцы набирается до 15 000 прослушиваний.
На протяжении двух лет каждый месяц мы входим в топ подкастов в категории маркетинга в России и других странах. В этом месяце в Латвии и Армении мы на 1 месте, Киргизии и Казахстане — на 2, России и Узбекистане — на 9. В августе мы в топ-10 в Польше, Армении, Индонезии, России (4 место), Кипре, Латвии, Казахстане, Молдове, Узбекистане и Киргизии.
На старте развития подкаста я понял, что не хочу делать фастфуд-контент — тип контента, направленный на то, чтобы рассказать быстро что-то короткое. Глубина проработки и раскрытие вопросов — поверхностная: контент цепляет за счет легкости, но недостаточно раскрывает тему и привлекает аудиторию, которая не знакома с маркетингом, брендингом и PR.
Я заинтересован в том, чтобы создавать место сосредоточения экспертов категории маркетинга, агентств и брендов, которые будут рассказывать о том, что классного они делают в пиар-коммуникации, бренд-позиционировании и рекламных кампаниях. Я специально выбрал сложный, аналитический, обзорный контент.
В среднем у нас выпуски от 40 мин до часа: длинный контент приманивает своеобразную аудиторию тех, кому интересна тема и более глубокое погружение в контекст рассматриваемого вопроса.
Такое позиционирование себя оправдало: спустя полгода ведения подкаста к нам стали приходить бренды, которые поняли, что у нас можно рассказать о себе, своей пользе для бизнеса, фрилансеров, маркетологов и агентств. Наш формат привел дополнительный трафик через инструмент инфлюенс-маркетинга (приглашение брендов с аудиторией и известных личностей).
Мы используем инструменты инфлюенс-маркетинга, PR, контент-маркетинга, SEO и кросс-платформенность — эти бесплатные инструменты помогли подкасту развиться и достичь текущих показателей без вложений. Мы ни разу не покупали рекламу: развитие происходит через бартер, качественный контент и коллаборации.
У меня была большая мечта: работать с брендами. С помощью подкаста я стал получать запросы на услуги по маркетингу, но вскоре понял, что подкаст становится бренд-медиа, в котором можно продавать интеграции. Этот момент превратил развитие подкаста для масштабирования личного бренда в развитие подкаста, как отдельный бизнес.
Сейчас у нас несколько рекламных интеграций:
Наша редакционная политика: мы не допускаем инфоцыган и мошенников, продающих “успешный успех”. Контент внутри подкаста важнее вырученных средств. Если у вас нет редакционной политики — у вас не будет бренда подкаста, а значит — фокуса на определенный тип контента.
2. Размещение во всей инфраструктуре: аудио в плеерах, посты в соцсетях, статьи в блогах.
Я задаю именно те вопросы, которые интересны аудитории: раскрываю тематику, с которой приходят гости, и подробно рассматриваю, зачем использовать тот или иной инструмент, чем полезен эксперт, и что интересного можно узнать в данной сфере.
Развитие подкаста может привести к развитию бренд-медиа: полноценному бизнесу, которым нужно заниматься, выделять время и усилия. Наибольших результатов достигают те, кто берется за одно дело и вовсю его двигает, а не распыляет свое внимание на кучу направлений и ниш.
Я — пример того, как подкаст превратился в кросс-платформенное бренд-медиа, в котором покупают интеграции, участвуют агентства и эксперты, и которое стало значимым в нише digital.
Коллеги, напоминаем, что репост подкаста «Маркетинг и реальность» — это плюс в вашу digital-карму! И не забывайте подписаться на Telegram-канал подкаста «Маркетинг и реальность», где выходит дополнительный материал по темам маркетинга, брендинга, PR и digital-секретов от автора.
Над материалом работали: