Почему компании аутсорсят услуги дизайна, что дизайн даёт бизнесу, где клиенты ищут подрядчика по дизайну, как выбирают, что от него ждут, с какими проблемами сталкиваются и что хотели бы улучшить.
Мы в maryco решили пообщаться с компаниями, которые привлекают студии дизайна. И разобраться — что они ждут от подрядчика и как нам самим стать лучше.
Среди компаний были МТС Банк, Достависта, Фоксфорд, DiDi, Datana, Movavi, Travelpayouts.
Внутри компаний мы опрашивали людей, для которых работа с подрядчиком по дизайну — одна из зон ответственности. Это бренд-менеджеры, менеджеры по маркетинговым коммуникациям, директора отделов маркетинга и отделов продаж, продакт-оунеры, бренд-дизайнер.
Половина экспертов заполнила подробную анкету, с остальными мы провели интервью.
Опрос показал общую картину на рынке и какие есть трудности и проблемы. И мы захотели этим поделиться, чтобы компании знали, на что обращать внимание при выборе подрядчика. А студии дизайна и дизайнеры искали точки роста.
Эксперты в свободной форме отвечали на вопрос о роли дизайна для бизнеса.
Отдельно стоит выделить комментарии о UX дизайне:
Такое отношение к роли дизайна объясняет и контент по дизайну, который читают респонденты. Это кейсы, истории ребрендинга, ситуации до/после, где есть результаты в цифрах — как дизайн повлиял на ключевые аналитические метрики. Или как удалось визуально упаковать те или иные функциональные решения.
Нам было интересно узнать отношение компаний к стоимости дизайна.
Самое интересное — как эксперты объясняли ответ «да». Некоторые ответили, что стоит дорого дизайн игр и UI/UX. Другие сказали, что высокая цена оправдана, если подрядчик доказывает свою экспертность. То есть если в стоимость входят не только исполнение, но и развернутое интервью на старте, исследование бизнеса клиента и его целевой аудитории, а потом и тестирование.
Бренд-дизайнер «Достависты» отметила, что на российском рынке часто встречается недоверие к стоимости дизайна, непонимание, на что идут деньги.
Среди опрошенных компаний были те, где есть инхаус дизайнеры, и те, где их нет. В обоих случаях компании работают со внешними подрядчиками.
Экономия трудовых ресурсов. Когда у компании нет штатных дизайнеров или экспертизы по конкретному направлению, ей не обязательно обучать свою команду. Особенно, если проект не долгосрочный или когда задачи разовые. Также внешняя команда решает проблему с недостаточной загрузкой или перегрузом штатного персонала.
Экономия денежных ресурсов. Инхаус команда — это издержки на ФОТ, налоги. И затраты на компьютеры с нужными техническими характеристиками и лицензионным ПО. А внешней команде компания платит только за проделанную работу.
Наработанная экспертиза и свежий взгляд у внешней студии. Студии дизайна сотрудничают с компаниями разных профилей, поэтому у них шире компетенции, они лучше понимают тренды и рынок в целом.
Как правило, ребрендинг и смену айдентики компании доверяют внешним студиям дизайна. Для этого особенно нужен взгляд со стороны.
Эффективность основной деятельности. Когда работы по дизайну выполняет внешний подрядчик, компания не отвлекается от стратегических задач и развития продукта.
Результат от бизнес процессов без управления ими. Если инхаус команду дизайнеров нужно контролировать, то во внешней студии дизайна арт-директор управляет креативной командой и выстраивает все процессы.
Возможность реализовать масштабный проект с комплексом услуг.
Компании привлекают студии дизайна по разным направлениям от презентаций до интерфейсов. Это зависит от задачи. Интереснее — какие услуги по дизайну и почему некоторые компании не отдают внешним подрядчикам. При этом в других компаниях эти же услуги могут спокойно отдавать на аутсорсинг.
Получается, одна из проблем — опасение, что подрядчик не сможет достаточно погрузиться в продукт.
Студии дизайна могут по-разному работать с клиентом. Как консультант: такая студия вовлекается в бизнес клиента и сопровождает его от разработки идеи до реализации. Как исполнитель: компания приходит с готовой идеей, и её нужно четко исполнить. В этом случае студия предлагает лучшее техническое решение.
Наш опрос показал, что клиенты привлекают подрядчика в разных ролях — фактически 50/50.
Большая часть респондентов отвечает за маркетинговую стратегию, рекламные кампании, за развитие бренда и вывод новых продуктов. Они комплексно смотрят на проблему: изучают маркетинговые показатели, целевую аудиторию, выбирают каналы продвижения. И они ожидают, что подрядчик будет видеть интересы компании также, в масштабе, а не точечно исполнять задачу.
Поэтому участники опроса подчеркнули, что студиям дизайна важно развивать экспертность и смотреть на проблему комплексно: проводить исследование маркетинговых данных, погружаться в бизнес клиента, понимать цели, помогать правильно сформулировать задачу и искать лучшее решение.
Студиям следует быть более гибкими, не перекладывать на клиента ответственность за неудовлетворительный результат. И вместе с клиентом двигаться к работающему продукту.
Мы задали дополнительный вопрос «Идеальный подрядчик...». И предложили выбрать: сделает, как просит клиент, или предложит альтернативные решения. Эксперты сошлись во мнении.
Идеальный подрядчик предложит альтернативные решения и объяснит, почему они лучше.
Но это не означает, что дизайнер обязан всегда предлагать другие решения. Он должен проанализировать, насколько идея заказчика эффективна для достижения конкретной цели.
Опрос показал самые болевые точки. И это все та же проблема — студии не погружаются в бизнес и задачи компании. Неглубоко брифингуют, не «дожимают» вопросами, чтобы полностью разобраться. Отсюда результат, который не соответствует ожиданиям клиента. Выход — уделить особое внимание брифингу.
Ещё одна проблемная ситуация: подрядчик теряет мотивацию, когда нужно вносить правки.
Трудности возникают не только со стороны подрядчика. Мы спросили у экспертов, какие проблемы есть со стороны их компаний. На своем опыте мы знаем, что всё это действительно так.
Скорее всего, эти проблемы неизбежны. Главное для студии дизайна — понимать, почему так происходит. И договариваться об условиях, когда есть возможность.
Многоуровневое согласование зачастую вызвано тем, что студии общаются не с конечным лицом, принимающим решение, а с промежуточным. Из-за этого возникает эффект сломанного телефона. Контакт с ЛПР важен, чтобы правильно построить взаимодействие и подготовить коммерческое предложение.
Когда заказчик долго обсуждает и утверждает макеты, возникают и другие проблемы. Первая из них — сильный разрыв между этапами работы. Вторая — команда дизайнеров простаивает. Если при этом заказчик платит по факту сделанной работы, то студия будет перенаправлять дизайнеров на другие проекты, чтобы не терять время и прибыль. Это хуже, чем если бы они были полностью погружены в один проект.
Решение проблемы есть.
Каналы, о которых мы не слышали раньше
Сlutch.co — англоязычная рейтинговая платформа с отзывами о компаниях. Поиск подрядчика в области ИТ, веб-дизайна, маркетинга. Ads of the World — креативное рекламное сообщество. Здесь можно искать примеры креатива по стране, индустрии и направлениям дизайна.
Выяснилось, что рекомендации — самый распространенный канал поиска. Это подтвердили и ответы на вопрос, откуда пришел лучший подрядчик.
Рекомендации хорошо работают в обе стороны. Клиент изначально обращается с большим доверием. И для подрядчика рекомендации — канал наиболее теплых лидов. Поэтому студиям стоит уделять внимание NPS — индексу готовности рекомендовать. Получать обратную связь о качестве услуг, разрабатывать программы лояльности.
Некоторые респонденты отдельно выделяли Behance и Dribbble и советовали студиям развивать там свои профили.
Мы думали, что особое значение клиенты придают рейтингам, но большинство сказали, что рейтинги — хорошее дополнение, но не главный критерий.
И релевантные кейсы не всегда определяют выбор. Мы получили несколько похожих комментариев:
Даже если у студии нет релевантных кейсов, важно, чтобы в общении она показала свои компетенции и ресурсы, достаточные для выполнения задачи.
К тому же иногда студии не публикуют проекты по условиям NDA.
Респонденты предпочитают, чтобы студия предложила прозрачный процесс работы. Рассказала, сколько человек будет работать над проектом, работают они удаленно или в штате, возьмут проект в работу сразу или нет. А ещё, чтобы подготовила точное техническое задание, рассчитывала сроки и стоимость, прописывала количество макетов/дизайн-концепций, итераций чистового материала.
Ниже диаграммы, которые показывают, какие форматы оплаты и договоров встречаются чаще всего.
Мы получали положительные отзывы о дизайн-аутсорсинге в целом: рынок развит, закрывает все потребности, можно найти профессионалов за разные деньги, есть как хорошие исполнители, так и креативные дизайнеры.
Но хотим выделить несколько критических ответов и рекомендаций.
Эта проблема разносторонняя. С одной стороны, региональные студии недостаточно развиваются и продвигают себя, чтобы компании выбирали их для развития на локальном рынке.
Другая ситуация. Региональные студии создают дизайн только для местного рынка, и иногда их сложно привлекать на крупные проекты, особенно международные. Они не понимают иностранную целевую аудиторию.
У менеджера проектов ключевая роль. Он должен «спамить» клиента вопросами, направлять, чтобы вместе проговорить цели, задачу и будущие критерии приёмки работы. Так на выходе получится ожидаемый результат. И не будет многочисленных правок, переноса сроков и прочих неприятностей.
А в конце предлагаем подборку профильных каналов и групп, на которые подписаны участники опроса. Здесь маркетологи, бренд-менеджеры, продакт-менеджеры и менеджеры по продажам найдут профильный контент, возможно, новые связи. А ещё смогут разместить запрос на выполнение задачи.
Дизайн-студия maryco