Генеративный искусственный интеллект (Gen AI) продолжает развиваться и укореняться в различных областях повседневной жизни, маркетинга и бизнеса. Почти каждый третий россиянин применяет нейросети в своей работе. В каких сферах новые технологии будут развиваться в ближайшее время и какую пользу они приносят, — читайте в отчёте СберМаркетинга*.
Объём инвестиций в генеративно-ориентированные стартапы в 2023 году достиг 14,1 млрд долларов только за первое полугодие. Среди компаний, заявивших о развитии или использовании технологий AI, почти все крупнейшие глобальные игроки: Apple, Google, Microsoft, Amazon, xAI. Они применяют искусственный интеллект в сферах оценки рисков, обработки страховых выплат, для анализа и подсчёта в режиме реального времени, мониторинга рыночных и инвестиционных тенденций, предоставления более детальных финансовых и операционных показателей, создания образовательного контента и интерактивного обучения. В сфере HR на базе AI развиваются программы развития персонала, управления производительностью и генерации внутренних рейтингов. AI активно используется как помощь разработчикам ПО в создании, тестировании и релизах приложений. К 2028 году 75% software-инженеров будут использовать AI-помощников в программировании, хотя ещё в начале 2023 года их было менее чем 10%.
87% CMO согласны, что AI — будущее рекламы и маркетинга. Почти 60% CEO и 67% маркетологов сходятся во мнении, что AI — созидательная вспомогательная сила, которая позволяет сотрудникам не застревать в рутинных процессах, анализе данных, поведенческих паттернов, обратной связи с клиентами, а сосредоточиться на решении более сложных задач. Специалисты также задействуют искусственный интеллект в подготовке креативного контента, его персонализации и оптимизации в реальном времени. В этой связи в настоящее время игроки рынка изучают функциональность такого контента и возможности усиления его эффективности.
73% руководителей в сфере моды заявили, что GenAI станет приоритетом для их бизнесов в 2024 году. Технологии внедряются не только в маркетинговые процессы, такие как создание текстов и визуализаций, но и в бизнес-процессы — от администрирования до взаимодействия с поставщиками, клиентами и покупателями. Разработчики используют GenAI для производства более захватывающих и менее предсказуемых игр. Инфлюэнсеры и частные пользователи генерируют оригинальный художественный контент на профессиональном уровне с возможностью перевода и озвучивания аутентичным голосом блогера на различных языках.
Заметна тенденция развития AI в области виртуального общения. Компании выпускают продукты для интерактива в реальном времени, ориентированные на пожилых людей, детей и молодых родителей. Современные разработчики чат-ботов и поисковиков стремятся к тому, чтобы пользовательский опыт взаимодействия с их программами AI стал похож на живую беседу. Создатели платформы AI.XYZ пошли ещё дальше и предлагают пользователям создавать собственные цифровые версии, которым можно делегировать некоторые задачи: составлять письма, устанавливать напоминания и прочие. Cтартап Soopra разрабатывает движок, который позволит пользователям создавать свой собственный AI-аватар с их голосом, тоном и стилем общения.
Иммерсивная торговля — ещё один тренд, тесно связанный с использованием искусственного интеллекта, виртуальных пространств и технологий дополненной реальности. Используя алгоритмы AI и интегрируя их с метавселенными, бренды могут создавать виртуальные опыты, максимально приближенные к материальным, позволяющие покупателям взаимодействовать с продуктами в трёхмерной виртуальной реальности. Так, бренды создают виртуальные выставочные залы, примерочные или демонстрации продуктов, снижая уровень возвратов и повышая удовлетворённость покупателей.
Образовательный сектор также заинтересован в инструментах AI. Искусственный интеллект отвечает на индивидуальные запросы учащихся и помогает восполнить пробелы в профессиональных знаниях. Так, например, для улучшения профессионального обучения косметический бренд Dermalogica из Великобритании интегрировал функцию ChatGPT для обучения и повышения квалификации терапевтов. А Khan Academy запустила текстовый бот Khanmigo, который может обучать учеников математике и гуманитарным наукам: например, объяснять квадратные уравнения и создавать математические задачи для тренировки. Другой полезный скилл программы — помощь учителям в создании планов уроков.
В автоматизации некоторых процессов нуждается и медико-социальная сфера, особенно в развивающихся странах с большой численностью населения. Новое поколение чат-ботов и софтов облегчает перегруженные системы здравоохранения, помогая медицинским работникам сократить время на решение административных задач и сконцентрироваться на процессе диагностики и лечения: например, приложение Glass Health может анализировать симптомы заболеваний и предлагать врачам релевантные диагнозы для рассмотрения. Лицам с ограниченными возможностями новые технологии предоставляют новый опыт и способствуют повышению уровня комфорта и качества жизни. Так, проект All Players Welcome от Dentsu Lab Tokyo позволил парализованному диджею Масатанэ Муто микшировать музыку с помощью технологии отслеживания движения глаз. А приложение Be My Eyes озвучивает для слабовидящих и незрячих пользователей содержимое изображений.
* Материал подготовлен на основе данных Dentsu, Kantar, McKinsey & Company, Forbes, EY, Fresh Relevance, Mindshare, TrendWatching, Mintel, Trendhunter, Adweek, eMarketer, VML.