Как стажировать людей в диджитале, чтобы они быстро влились в работу

2024-11-05 15:53:36 Время чтения 9 мин 157
Дарья Чуракова
руководитель отдела контекстной рекламы компании аутсорсинга ведения рекламных кампаний EMP (входит в E-Promo Group)
Рекламная индустрия привлекает специалистов с различным профессиональным опытом, что требует индивидуального подхода к каждому. Стажировки проходят эффективней, если компания обеспечивает подходящие условия для разных групп стажеров, а не использует один алгоритм для всех. В EMP за девять лет мы разработали правила проведения стажировок и подготовили сотни специалистов по интернет-маркетингу. 

Рассказываем о правилах проведения стажировок на примере стажёров трёх групп.

Стажировка построена по принципу постепенного усложнения: сначала изучаются базовые темы, а затем задачи становятся все более сложными. На первом этапе необходимо проанализировать клиентский бриф для запуска рекламной кампании и настроить технические параметры. Далее стажеры переходят к запуску реальных кампаний и мониторингу их результатов. Однако у начинающих специалистов, профессионалов после длительного перерыва в работе и сотрудников, меняющих сферу деятельности, отличается темп освоения нового материала, источники мотивации и запросы на обратную связь. Именно поэтому при планировании стажировки учитываются индивидуальные особенности новых сотрудников.   

Выпускники с минимальным опытом работы

Студенты и недавние выпускники приходят с установкой «Меня надо учить» и еще не до конца осознали, что наступило время реальной работы. Стажировка оплачивается, рабочий контракт заключается с первого дня обучения. Молодые люди при этом не до конца понимают степень личной ответственности и ожидают инициативы от закрепленных в компаниях наставников-руководителей. 

Исходя из индивидуальных особенностей самых молодых стажеров можно выделить несколько существенных изменений в подходе к стажировке. 

Разрешить гибридный формат обучения. По умолчанию стажировки на 100% проводились в офисе, и именно зуммеры способствовали частичному пересмотру этого подхода. Они не только предпочитают иногда подключаться к занятиям из дома, но и просят более вариативно подходить к выбору рабочего расписания. Что касается гибридного формата, то эта практика постепенно приживается. Это связано с особенностями digital-индустрии, в которой все больше распределенных команд, работающих из разных городов. 

Сделать темп менее интенсивным. Стандартно стажировка имеет насыщенную программу. Каждый день проходят лекции, после которых слушатели получают задания, и на следующий день нужно вернуться с выполненной домашней работой. Из-за этого две недели могут выпадать из жизни, когда времени на другие дела не остается. Для зумеров важен  баланс между работой и личной жизнью, поэтому лучше разгрузить стажировку, добавляя в расписание несколько свободных  часов.  Это делается, чтобы все задания можно было выполнять в течение рабочего времени. Свободные часы служат для ознакомления с учебными материалами и общения с лекторами. 

Для достижения баланса между работой и жизнью зумеры стремятся к оптимизации рутины. Компании необходимо пойти навстречу и обеспечить  автоматизацию рабочих процессов, в том числе, за счет использования нейросетей и других полезных сервисов. 

Контролировать не только работу, но и эмоциональное состояние. С зумерами нужно постоянно разговаривать, узнавать, в какой поддержке они нуждаются, и подробно обсуждать ожидания руководителя-наставника. Помогают и звонки, и переписки в мессенджерах. Молодые стажеры ценят неформальный подход, когда у них спрашивают про их жизнь и увлечения за пределами офиса. 

Специалисты с перерывом в работе

В диджитал-маркетинг возвращаются профессионалы, которые уходили в длительный отпуск. Их задача — сделать быстрый профессиональный апдейт. Среди них и женщины после декрета. Средний возраст составляет 30–35 лет. Они ищут стабильную, предсказуемую занятость, хотят иметь четкий пошаговый план своего развития. В отличие от зумеров, им не требуется поддержка и постоянный контроль. К учебным материалам стажеры предпочитают обращаться несколько раз, так как главная цель — обновить свои знания, которые устарели за несколько лет. 

Чтобы стажировка стала более комфортной, для специалистов с перерывом в работе учитываются следующие нюансы. 

Отправлять учебные презентации день в день. Обычно было принято публиковать все презентации к урокам в общий чат только по окончании стажировки накануне финального теста. До этого стажеры используют свои рукописные конспекты. Однако эту практику решили изменить. Специалисты с 10-летним опытом работы подходят к делу более осознанно, и отсев на этапе стажировки среди них минимальный. Они получают учебные материалы сразу после лекции, так как предпочитают второй раз знакомиться с информацией самостоятельно.

Составить план индивидуального развития в компании на первый год. Предсказуемость и осознанность — важные критерии для опытных стажеров. Среди них велик запрос на стабильность и прозрачность. Стажировка воспринимается как часть профессионального трека, которые предполагает повышение грейда в перспективе. Трек — это путь от стажера к «мидлу» с постепенным повышением до «синьора». Формализованный план включает критерии и возможности повышения грейда. Также на старте стажировки нужен брифинг, на котором кураторы представят таймлайн предстоящих двух недель обучения. 

Специалисты, меняющие профессию

Новую профессию хотят получить люди, которые разочаровались в своей первой профессии. Часто к решению сменить сферу деятельности их подталкивает выгорание на предыдущем месте работы. В индустрию диджитал-маркетинга приходят состоявшиеся специалисты по налогам, экономисты и госслужащие. Это люди, которые уже имеют большой багаж опыта на предыдущем месте.  Не всегда этот опыт исключительно позитивный.  

Стажировка при смене профессии ориентирована на выработку новых привычек. Эти подходы помогают добиться желаемого результата. 

Давать больше самостоятельности и позволить ошибаться. Госслужащим, финансистам и другим профессионалам, привыкшим работать по жесткому регламенту, как это ни странно, лучше сразу дать возможность фантазировать и искать самим подходы к новым задачам. Это помогает им «нырнуть» в новую реальность. Регламенты могут быть полезны, но лучше ими не ограничиваться на начальном этапе. Сначала стажеры, меняющие профессию, поймут, где они могут ошибаться в силу своего предыдущего опыта.  

Обратная связь должна быть предельно прозрачной, понятной, простой, гораздо более формальной, чем для зумеров, и касаться исключительно работы. Они не сразу принимают особенности корпоративной среды, а разговоров не о работе стараются избегать. Им нужно время, чтобы адаптироваться к более раскрепощенной индустрии диджитал. При оценке навыков куратор таких стажеров дает регулярную обратную связь, ориентируясь на будущие периоды. В новой профессиональной сфере взрослые стажеры предпочитают видеть перспективу на 2–3 шага вперед. 

EMP (входит в E-Promo Group— крупнейшая digital-компания, предоставляющая услуги аутсорсинга ведения рекламных кампаний. Масштабирует маркетинговые команды на стороне клиентов — федеральных и международных рекламных агентств, медиахолдингов и AdTech компаний. Специализируется на performance-маркетинге в каналах: paid search, paid social, mobile, programmatic, retargeting, SEO.