Одно из актуальных явлений на рынке труда — выход на работу поколения Z. По прогнозам, к 2030 году зумеры составят 30% рабочей силы. Их отношение к работе, зарплатные ожидания и требования к работодателям стали предметом обсуждения: от мемов в соцсетях до профессиональных форумов. Ощущение, что с ними просто невозможно работать: они не хотят напрягаться и могут просто не вернуться в офис после обеда.
Однако, возможно, поколение Z — это не лентяи, жаждущие легких денег, а люди, осознающие ценность своего труда и тербующие справедливой оплаты. Рабочая культура в России, за исключением крупных корпораций, значительно отличается от западной. Здесь над понятиями 'харассмент' и 'токсичность' смеются, переработки считаются нормой, а средний уровень зарплат крайне низок.
Мы провели исследование и, опираясь на актуальные данные, опыт международных компаний и мнение наших сотрудников-зумеров, ответили на самые распространенные стереотипы о поколении Z.
Ответ: Зумеры в России – поколение, чей период становления пришелся на тревожные и турбулентные времена, что, конечно, не способствовало росту и стабилизации экономики. Выросшие в условиях экономического спада как нормы, многие зумеры начали работать параллельно с учебой в университете. Согласно исследованию, более 50% студентов бакалавриата имеют опыт совмещения работы и учебы. Многие подрабатывают в HoReCa или в сфере услуг, на старших курсах стараются найти работу по специальности. Так что технически, та самая ‘работа в офисе’ – далеко не первая для большей части из них.
Когда же зумеры выпускаются и приходят на работу в офис, работодатели нередко предлагают им зарплату, не учитывая инфляцию и общий рост цен. Поколение Z отказываются трудиться за предложенные суммы не потому, что избалованы, а потому, что, наблюдая за окружающим миром с детства, осознают: выжить на такую зарплату практически невозможно.
Здесь же в игру вступает та самая насмотренность, которая является главным отличием зумеров от других поколений. С подросткового возраста каждый день в соцсетях они получают огромные объемы информации о мире. Анализируя и сопоставляя полученные данные, они приходят к выводам, которые позволяют им трезво оценить предлагаемые условия. Им есть с чем сравнить – и именно это становится камнем преткновения для недобросовестных работодателей, которые сразу же начинают рассказывать о том, как раньше работали ‘за спасибо’.
Ответ: Поколение Z чётко понимает: рабочие отношения — это не о преданности или личных симпатиях, а прежде всего о взаимовыгодном сотрудничестве. При этом сами работодатели часто забывают, что лояльность сотрудников — не их обязанность, а результат усилий компании по созданию конкурентоспособных условий. Примером правильного подхода к этой проблеме служит компания-гигант Netflix, которая поощряет своих сотрудников ходить на собеседования и изучать условия конкурентов. В Netflix уверены: если работник осведомлен об условиях на рынке, он сможет объективно оценить преимущества, предоставляемые ему прямо сейчас.
При этом важно понимать, что традиционная модель карьерного роста в рамках одной компании теряет свою актуальность. Социологи отмечают увеличение продолжительности профессиональной жизни: старшее поколение выходит на пенсию позже, оставляя меньше возможностей для продвижения молодых специалистов. Зумеры скептически относятся к историям своих родителей, начинавших карьеру с разноса кофе в секретариате, а через 20 лет выросших до управляющих партнеров, потому что понимают: это больше неактуально. Рынок труда трансформируется, меняются ценности и приоритеты работников, и единственный способ успешно адаптироваться — осознать и принять эти изменения.
Ответ: Зачастую о лени зумеров рассуждают работодатели, которые ожидают от своих сотрудников работу сверх нормы и выполнение обязанностей, не входящих в контракт. По статистике, 56% работников в России регулярно сталкиваются с переработками, что указывает на нормализацию этого явления. Зумеров же отличаются от старших поколений забота о своем ментальном здоровью: они не готовы приносить личные интересы в жертву работе.
При этом зумеры вовсе не пассивны: масштабное исследование 2021 года выявило, что саморазвитие является одной из главных ценностей для поколения Z. Реализовать свой потенциал для них не просто важно — они значительно опережают другие поколения в стремлении к этому. Стремление узнать что-то новое, фактор «это просто интересно» становятся мощными стимулами для представителей этого поколения.
Согласно исследованиям, зумеров также сильно демотивирует экономическая ситуация. Стоимость ипотеки возросла в разы, при этом индексации зарплат не произошло. Зумеры выходят на рынок труда в период глобального кризиса и быстро осознают, что не смогут приобрести жильё или накопить на машину. Понимание того, что в таких условиях упорная работа будет на пользу их начальнику, но никак не приблизит их к достижению своих финансовых целей, заставляет поколение Z искать другие пути, монетизировать свои хобби и искать несколько источников заработка.
Подводя итог, можно утверждать, что зумеры уже меняют рынок труда, и этот процесс будет продолжаться. Это первое поколение, выросшее с доступом большому количеством контента, благодаря чему они обладают хорошей насмотренностью. Этот фактор повлиял и на формирование креативности, которая стала отличительной чертой целого поколения. Зумеры уже сейчас оказывают сильное влияние в первую очередь, на творческие индустрии: диджитал, маркетинг, реклама и искусство.
Помимо этого, с выходом на рынок труда поколение Z становятся всё более финансово независимыми. К 2030 году именно они принесут наибольший доход среди всех возрастных категорий потребителей. Компаниям важно учитывать это при разработке собственных стратегий – и, конечно, задействовать в этом сотрудников-зумеров.
Хорошим примером правильной работы с сотрудниками из поколения Z будет маркетинговая стратегии Duolingo, сделавшей маскота звездой соцсетей. Ее главным идеологом стала 23 летняя выпускница университета Зарья Парвис, пришедшая в компанию без предыдущего опыта работы. Успех проекта объясняется глубоким пониманием целевой аудитории, ведь сама Парвис принадлежит к поколению зумеров.