Прежде чем выбрать продукт, 59% россиян изучают отзывы в интернете; 34% – доверяют этим мнениям (данные ВЦИОМ). Получить больше хороших отзывов поможет ORM – управление онлайн-репутацией. Что такое ORM в целом, я уже рассказывала. Теперь расскажу, как к нему подступиться.
Это скелет, который приведет в движение ORM вашего бренда. Благодаря стратегии сотрудники будут знать, когда и на каких площадках общаться с целевой аудиторией, что именно ей отвечать и каким образом отрабатывать негатив.
Стратегия по управлению репутацией нужна любому бизнесу. При этом у каждого бренда она будет индивидуальной. Но я объясню, какие базовые принципы стоит учесть при ее составлении.
В центре стратегии — объект, над репутацией которого нужно работать. Это может быть:
Подсказка: в одну стратегию можно включить несколько объектов.
Цели, задачи и подзадачи — то, что определяют перед началом работы над репутационной стратегией. Для чего вы пишете эту стратегию? Каких результатов хотите добиться? Что для этого нужно?
Блоки работ и вовлечение подразделений
Типичные блоки работ, которые входят в репутационную стратегию:
Каждый блок нужно закрепить за определенным подразделением компании: HR, PR, SMM, маркетологами, саппортом и так далее. Если отдать стратегию на аутсорс в репутационное агентство, будет чуть проще: сотрудники подразделений будут отвечать только за передачу информации в это агентство и согласование задач.
Чем больше профильных специалистов вовлечены в создание репутационной стратегии — тем лучше. Они помогут грамотно рассчитать KPI и сформулировать результат, которого вы хотите добиться.
Цель: сформировать репутацию самого сильного работодателя в отрасли, привлечь топовые кадры.
Задача для достижения цели: своевременно выявить и отработать негатив о компании и HR-бренде.
Подзадачи:
1. Настроить регулярный мониторинг упоминаний. Купить систему мониторинга и найти сотрудника, который будет выявлять через нее негатив.
2. Определить приоритетные площадки для мониторинга. Например, в случае с HR-брендом это геосервисы и HR-отзовики (типа Правды сотрудников или Дримджоб).
3. Построить алгоритм отработки негатива. Например:
а) сотрудник поддержки пишет ответ на негативный отзыв,
б) согласовывает отзыв с ответственным руководителем в течение одного рабочего дня,
в) размещает ответ и отслеживает реакцию.
4. Генерировать позитивный контент об HR-бренде и распространять в соцмедиа через сотрудников компании, амбассадоров, инфлюенсеров. Мотивировать целевую аудиторию оставлять позитивные отзывы на приоритетных площадках.
5. Продвигать позитивный контент через SERM.
Оформить стратегию рекомендую как документ: на 3 листа, или на 233 — зависит от вас. Но чем нагляднее получится, тем лучше. В документе подробно распишите этапы стратегии.
Важно понимать, с кем именно вы будете взаимодействовать и выявить паттерны поведения. Используйте эту информацию, чтобы:
Целевая аудитория может состоять из нескольких групп. Например, в одной группе могут быть женщины с детьми, а в другой – незамужние/неженатые люди с определенным достатком. Опирайтесь на эти группы, чтобы составить коммуникационную стратегию и подобрать инфлюенсеров и СМИ, которые будут транслировать информацию о бренде.
Действующие клиенты и клиенты конкурентов — тоже ваша ЦА. Проводите периодические опросы, чтобы узнать, откуда они о вас узнали, как реагируют на определенную рекламу, продукт, пост в соцсетях. Это поможет определить поведенческие паттерны.
То есть — проводим аудит репутации, без которого бессмысленно составлять стратегию в принципе. Он нужен, чтобы выбраться из инфовакуума, найти точки роста и скорректировать цели и задачи в рамках репутационной стратегии. Как провести аудит, я уже рассказывала в предыдущей статье.
Если кратко, он показывает, какое положение ваш бренд занимает в отрасли: что о нем говорят в социальных сетях и на отзовиках, что выходит на первых страницах поисковиков, сколько о вас позитивных и негативных упоминаний.
Обязательно проведите анализ репутации конкурентов, это легально и полезно для вашего бизнеса, чтобы определить, где вы находитесь относительно всей отрасли.
Определите, как отрабатывать упоминания вашего бренда. Пропишите:
Отдельно пропишите табу: действия, которые не будете предпринимать ни в коем случае. Определите, что для вас допустимо, что нет — и лишь потом разрабатывайте механики для достижения целей.
Ключевые показатели в управлении репутацией — хитрая штука. Применить количественные и качественные KPI к общественному мнению непросто. Но установить отдельные показатели все же можно.
Базовые KPI для стратегии по управлению репутацией:
Эти метрики позволяют прогнозировать и замерять эффективность репутационной стратегии. Советую использовать сразу несколько, так анализ будет более объективным.
Одного KPI мало: пропишите, через какой промежуток времени вы хотите его достичь.
Есть три лучших периода для такого прогнозирования. В рамках каждого тестируются определенные метрики и, при необходимости, заменяются, корректируются, дополняются или апгрейдятся:
Важно: прогнозы делаются как по бренду в целом, так и по отдельным продуктам, категориям, услугам, показателям. Прогнозные значения могут быть скорректированы при смене инструментов, механик или подходов, а также в случае изменения внутренней и/или внешней обстановки.
Что стоит учесть, когда работаете над бюджетом репутационной стратегии:
Кстати, сформировать бюджет поможет аудит репутации — поскольку он четко покажет, с чем предстоит работать.
А вы уже пробовали самостоятельно составить репутационную стратегию? С какими подводными камнями столкнулись?