Уже 14 лет мы с коллегами из Сидорин Лаб учим управлять репутацией всех, кому это интересно. У нас есть инструкции по созданию личного бренда, механики сбора отзывов и даже советы, как участвовать в тендерах. Знания лежат в открытом доступе, и любой может их использовать. Сегодня расскажу, как так вышло, а вы решайте, стоит ли следовать нашему примеру.
Почему мы начали распространять знания об управлении репутацией и откуда взялась такая потребность? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что из себя представлял интернет 14 лет назад. В 2010 году, в момент появления Сидорин Лаб, маркетинг был другим. Понятия E-com тогда не существовало, не говоря уже о маркетплейсах. Были просто сайты, а рекламные бюджеты распределялись между медиа, наружной рекламой, радио и ТВ. И это работало. Да, интернет-сегмент быстро рос, но занимал всего 10–12%. Вся информация, которую можно было получить о товаре, – описание и картинки. Культура отзывов только начала зарождаться, а проводить в сети по 7 часов в день, как сейчас, людям было незачем. Смартфоны в лучшем случае тянули простые сайты и поиск. О приложениях речи не шло. Привычных площадок вроде Instagram* и Pinterest не было, ВК только появился. Мессенджеры? Да, были ICQ и Агент Mail.ru, но как много людей открывало их с телефона?
* *Компания Meta Platforms признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Полноценные цифровые профили имелись только у публичных персон, даже политики на тот момент избегали онлайна. Обычные пользователи были скорее читателями, чем авторами контента. Интернет выглядел и ощущался иначе.
Управлением репутацией в Сидорин Лаб тоже занялись не сразу. Изначально агентство предлагало SEO, потому что ощутимой потребности мониторить упоминания и продвигаться в выдаче у бизнеса не возникало. Когда ситуация начала меняться, нам пришлось с нуля создавать базу терминов, искать метрики и тестировать инструменты. На тот момент никто не понимал, что такое репутационный маркетинг и как им заниматься.
Я пришла в компанию в 2015 году и сейчас, мысленно возвращаясь в те времена, вспоминаю много забавных ситуаций. Регулярно приходилось что-то выдумывать, потому что никто не знал, как нужно.
Доходило до того, что клиенты брали термины из маркетинга и пытались применить их к репутации. Из-за этого возникали пробелы в коммуникации. Однажды меня попросили прислать некие learning-и, а я понятия не имела, что это такое. Общими усилиями удалось выяснить, что это отдельный формат отчетов, где мы должны фиксировать важные инсайты и наработки по проекту. Мой любимый термин из тех времен – fallen leaves. Пожалуй, слишком поэтичное название для нерелевантных упоминаний.
В такой ситуации было очевидно, что бизнесу не хватает знаний, а нам необходимо его просвещать. Прежде всего для решения двух задач.
Итак, мы поняли, что хорошо бы рассказывать людям, что такое управление репутацией, как оно работает, какие проблемы решает, в каких ситуациях полезно. Причем не просто рассказать, а окружить аудиторию информацией из разных источников. Условно – человек посмотрел вебинар, потом пошел на сайт, а оттуда подписался на рассылку или зарегистрировался на мероприятие. Объясню, как это устроено у нас.
И тогда, и сейчас это основной инструмент формирования и распространения знания. Сначала были регулярные семинары, которые Дима Сидорин проводил для небольшой аудитории. Там обсуждали в целом управление репутацией, его возможности и методики. Дальше появились вебинары для CyberMarketing, PromoPult и т. д. Их записи до сих пор можно найти на YouTube. Кстати, если хотите больше узнать о том, как появился Сидорин Лаб, рекомендую статью в нашем блоге.
Первые наши конференции были отраслевыми – для банков и автомобильной промышленности. В 2017 году состоялось первое ПЕКЛО. Это был новый уровень с точки зрения организации и масштаба. На конференцию пришло 150 человек, и среди них уже были представители крупных брендов и агентств. Сейчас мы еще больше расширили список ивентов: теперь проводим не только ПЕКЛО, но и Маркетингманию (совместно с Малым Бизнесом Москвы), и Marketing & Reputation Day (подробнее о нашем опыте в Казахстане рассказывала здесь). Хотя форматы и масштабы разные, у всех мероприятий общий вайб.
Это не агрессивный маркетинг и не продажа услуг, а попытка поделиться опытом, показать, какие бывают подходы в отрасли и как их используют.
Продавать на мероприятиях – вообще не наша стратегия. Максимум – консультация, и только если человек сам этого захочет. Нужна помощь? Welcome. В остальном мы просто пришли показать, кто мы такие и чем занимаемся.
Книги, во-первых, дают мощный прирост узнаваемости, а во-вторых, показывают, что ты не случайный человек в индустрии и у тебя достаточно опыта. За это направление отвечают наши главные внутренние амбассадоры – Дима Сидорин и Никита Прохоров. У них есть общие издания «50 ошибок, которые убьют твой стартап» и «Управление репутацией». Плюс мы сейчас работаем над новой книгой, поскольку отрасль постоянно развивается, нужно учитывать новые стратегии и изменения рынка.
Мое отношение к экспертным блогам с годами менялось. Сначала не слишком хотелось делиться знаниями с широкой аудиторией, но со временем стало обидно за клиентов-новичков. Когда видишь, как люди платят деньги за некачественную услугу, желание хранить свою интеллектуальную собственность ослабевает. Ты чувствуешь, что другого выхода нет, хочется научить и предостеречь от ошибок. Сейчас блоги на профильных площадках (VC.ru, Sostav.ru) ведем не только мы с Никитой Прохоровым. Есть и другие ребята-эксперты – например, Никита Веселов и Валя Пахомов, которые могут и хотят рассказывать о своей работе, делиться опытом и успешными кейсами.
Они записываются для разных аудиторий и в разных форматах. В прошлом году у нас было три курса. Один совместно с Росмолодежью про имидж в молодежной политике. Там мы учили использовать пиар-инструменты, продвигать контент и работать с блогерами. Еще два курса создавались в партнерстве с Корпорацией МСП и МБМ (Малый бизнес Москвы). На них мы объясняли, как использовать инструменты управления репутацией в интересах бизнеса.
Для всех клиентов у нас есть базовое корпоративное обучение. Оно бесплатно. Там мы делимся основными моментами, которые связаны с управлением репутацией. Получается такой минимальный ликбез. Бывает, что клиенты приходят с точечными запросами. Например, могут попросить научить вести социальные сети или обрабатывать отзывы. Обучения мы проводим также по запросу брендов, которые не являются нашими клиентами, – учитываем специфику их отрасли и собираем индивидуальный план.
Неочевидный, но важный инструмент. Студенты, которые сейчас учатся на маркетологов или пиарщиков, потом организуют собственный бизнес, пойдут работать по профессии либо в смежные сферы, например SMM. Важно уже сейчас выстроить для них логическую цепочку, что управление репутацией – это в первую очередь Сидорин Лаб и сильный экспертный уровень в отрасли именно у нас. Из последнего в этом направлении – моя лекция в СберУниверситете для бизнес-школы МФТИ про формирование личного бренда.
К созданию своего подкаста и записи первого сезона мы готовились, в первую очередь, именно морально. Решали, что именно хотим, в каком формате, как распределить роли. При этом не было до конца понятно, чего ждать после запуска и какую выгоду это принесет. Первый сезон (8 выпусков) получился скорее вводным. Поговорили про социальный рейтинг, цифровую гигиену, даже затронули психологию негатива.
Цель подкаста – выйти на широкую аудиторию. Причем не с узкопрофильными темами, которые интересны только конкретным специалистам. Мы обсуждаем инфополе в целом: по каким законам оно живет и к чему это приводит.
Анонс первого сезона выйдет в сентябре. Запись второго уже готовится и состоится…где-то между Алматы и Астаной😊 Продолжаем активно осваивать рынок Центральной Азии.
Что нужно запомнить
Заниматься образованием отрасли – важно. Показывая свою экспертность, кейсы, инструменты и метрики, вы формируете спрос. И когда у клиента возникнет ситуация, которую нельзя решить стандартными методами, он вспомнит про вашу компанию. Придерживайтесь омниканальности, тестируйте разные источники информации и не бойтесь делиться своими знаниями.