Национальная идентичность, внедрение ИИ, прокачка HR-бренда, аутентичный контент о продукте, работа с инфлюенсерами — рассказываю, что усилит развитие вашего бизнеса.
Год назад я делилась нарастающими трендами онлайн-репутации — пора обновить список. Скажу сразу, большая часть трендов переходит из 2024 года в 2025, но есть нюансы.
По-прежнему мало работать с репутацией бренда на одной площадке. Но теперь речь не только про одновременные мониторинг, реагирование и управление поисковой выдачей. В Sidorin Lab такие направления, как SMM, PR и influence-маркетинг тоже участвуют в формировании репутации и не менее важны, чем другие направления ORM*.
ORM — Online Reputation Management — управление репутацией в интернете.
Принципы ESG* — это не только продукты «без вредной химии». К ним также относятся:
При этом просто внедрить политику ESG мало: ее нужно правильно транслировать, чтобы экологические или социальные меры стали частью вашей маркетинговой стратегии.
*ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) — экологическое, социальное и корпоративное управление.
Пользователи продолжают доверять в первую очередь другим пользователям. Выбирая продукт, бренд и даже работодателя, они сперва идут читать отзывы, обзоры и комментарии.
Немного статистики по данным BrightLocal
Совет: люди охотнее делятся отрицательным опытом, поэтому на позитивный контент их нужно мотивировать. Одного лишь продукта мало:
Про бум на вертикальные видео я рассказывала в прошлом году, но делать ставку только на него не стоит. Формат контента всегда зависит от вашей аудитории. Постройте гипотезу о том, что ее вовлечет, и отслеживайте результаты.
Например, в Телеграме выстрелил формат «кружочков» — уникальная фишка этой платформы. У многих она срабатывает лучше, чем видео, потому что это форма персональной коммуникации.
Растет спрос на видео с субтитрами, особенно в коротких форматах. Взглянем на статистику использования социальных сетей: пики в утренние, обеденные и вечерние часы, когда люди едут на работу или с работы, идут на перерыв. Они смотрят короткие ролики, чтобы отвлечься, но не всегда могут включить звук.
Роль инфлюенсеров в управлении онлайн-репутацией — быть одним из голосов бренда. Всего таких каналов формирования репутации три:
1. Официальный голос бренда — все, что исходит непосредственно от компании: пресс-релизы, заявления, рекламные кампании.
2. Пользовательский голос — отзывы, комментарии, обсуждения, которые создают клиенты или аудитория.
3. Лидеры мнений — те самые инфлюенсеры, которые могут стать важным инструментом для формирования образа бренда. Причем речь идет не только о блогерах с миллионами подписчиков, но и о микро- и наноинфлюенсерах. Не забываем, что сотрудники тоже могут стать бренд-амбассадорами и продвигать продукты и ценности компании.
Современные подходы в ORM используют инфлюенсеров как своеобразные «новые СМИ». Они транслируют ключевые месседжи бренда, но делают это в личной и более доверительной манере.
Важно: инфлюенсеры могут подвергнуться отмене, и это навредит репутации брендов, которые с ними связаны. Мониторинг помогает следить за репутацией лидеров мнений (если понадобится — в режиме реального времени) и принимать решения как можно скорее.
В России на формирование национальной идентичности сейчас влияет геополитическая обстановка. Формируется установка «свой-чужой», которая проявляется не только в ментальности, но и в поведении потребителей.
«Глокализация» (глобализация + локализация») — еще один важный термин, о котором на Marketing & Reputation Day 2024 Ташкент рассказывала Мария Строева, директор по маркетингу M Cosmetic. Крупные международные бренды, от McDonald’s до Nestle, учитывают традиции стран, в которых присутствуют, и вшивают местные культурные коды в маркетинговые стратегии.
Из чего строятся локальные традиции глобального брендинга:
Как понять, нужна ли бренду локализация, и в какой форме? Мария Строева советует выяснить у клиента:
Про глобальные тренды не буду: не все из них применимы к ORM. В нашей и смежных сферах ИИ помогает с аналитикой, поддержкой пользователей и контент-маркетингом. Из того, что я вижу и чем пользуюсь сама, выделю два аспекта:
1. Персонализация
ИИ помогает создавать более персонализированные предложения — будь то товары, услуги или коммуникации. Он умеет генерировать множество вариантов одного и того же сообщения, адаптируя его к разным аудиториям и их ожиданиям.
2. Скорость и вариативность
ИИ значительно ускоряет процессы, а в контент-маркетинге, скорость и разнообразие — ключевые элементы успеха. Генерация идей или текстов с помощью ИИ позволяет быстро протестировать различные гипотезы и сэкономить время и усилия.
Формирование корпоративных брендов вышло в тренды по разным причинам, но ключевая — дефицит людей на рынке труда. В России это связано с естественным уменьшением численности населения. Кто выходит на рынок труда сейчас? Люди, рожденные в 90-х и начале 2000-х. Но 90-е годы характеризовались резким спадом рождаемости, а в 2000-х, хоть ситуация начала улучшаться, рост не смог компенсировать дефицит, вызванный предыдущими демографическими провалами.
В итоге количество соискателей на рынке труда сегодня не соответствует растущим потребностям бизнеса. Чтобы бороться за кадры, привлекать и удерживать сотрудников, компании прокачивают HR-бренд. Предлагают конкурентные условия, выстраивают репутацию, имидж престижного и надежного работодателя.
Про конкретные инструменты работы с HR-брендом писала в нашем блоге.
Не все популярные UGC-платформы и соцсети сейчас доступны россиянам. Но в Рунете появляются свои площадки с крутым потенциалом, и на них можно найти новую аудиторию. Наращивают количество пользователей VK Видео, VK Клипы и Yappy. Отдельно отмечу деловую соцсеть TenChat: мой профиль менее чем за полгода привлек 700+ подписчиков. Вижу и охваты, и вовлечения, которые он принес.
Тестировать стоит не только новые соцсети, а те, где вашего бренда раньше не было, даже если там проблемы со свободным доступом. Если еще не использовали TikTok, YouTube, VC.ru, Sostav и т. п. — разработайте для них контент-план на три месяца и следите за результатом.
Аналитика социальных медиа перестает быть просто инструментом для отслеживания упоминаний и становится ключевым элементом бизнес-стратегий. Ее суть заключается в сборе и обработке данных с разных платформ:
Такая аналитика позволяет отслеживать не только мнения клиентов о конкретном продукте или бренде, но и оценивать общественно значимые явления, тенденции отрасли или стратегии конкурентов.
Какие тренды помогли вашей репутации в 2024 году, а на какие вы планируете обратить внимание в будущем?