Кто лучше? Выбираем между фрилансером, штатным сотрудником и агентством

2022-12-27 18:01:18 Время чтения 8 мин 491

В любом бизнесе наступает время, когда пора делегировать маркетинг, чтобы расти. Я — Данил Симонов, СЕО digital-агентства Taktika и человек, которому делегируют маркетинг мои клиенты. В этой статье расскажу, при каких условиях стоит выбрать штат, фриланс или агентство. 

Чтобы статья была для вас полезнее, скачайте чек-лист по контролю маркетолога и проверьте, какие показатели вы уже отслеживаете. 

Два главных вопроса самому себе 

Прежде чем делегировать маркетинг, спросите себя:

1. Какие у нас маркетинговые цели? 

Цели, в свою очередь, зависят от потребностей. Если на текущем этапе вам нужна только реклама (таргет), то с этой задачей справится и таргетолог-фрилансер. Если нужно полноценное продвижение, то есть смысл нанять пиар-агентство полного цикла. Плюс, если вы четко понимаете, зачем бизнесу нужен маркетинг, вам проще будет сформулировать задачу для исполнителя и получить нужный результат. 

Как определиться с целью? 

Основная функция маркетинга — привлекать и удерживать новую аудиторию. Эту функцию обслуживает множество инструментов: лидогенерация, брендинг, CRM-маркетинг, работа с базой и так далее. За каждый инструмент отвечает отдельный специалист: вы узнаете, где его искать, когда определитесь, в каком «слое» маркетинга лежат ваши задачи. 

Примеры маркетинговых целей: 

  1. нарастить узнаваемость;
  2. вывести на рынок новый бренд
  3. усилить позиции старого продукта;
  4. увеличить количество лидов;
  5. повысить качество заявок (конверсию). 

Какая маркетинговая цель стоит перед вами сейчас? Разбейте её по SMART — цель должна быть:

S — Specific — конкретной;

M — Measurable — измеримой;

A — Achievable — достижимой;

R — Relevant — значимой;

T —Time bound — ограниченной во времени.

Пример неправильно сформулированной цели: 

Нам надо вывести на рынок новый бренд одежды. 

Пример правильно сформулированной цели: 

Нам нужно за 6 месяцев вывести на рынок новый бренд одежды и нарастить собственную базу постоянных покупателей, которые будут возвращаться раз в 3-4 месяца со средним чеком 15 000 рублей.  

Какие скиллы и бэкграунд должен иметь ваш маркетолог, чтобы закрыть эту цель

2. Что я готов отдать на аутсорс, а что должно быть инхаус? 

Не все маркетинговые компетенции вы хотите делегировать. Многие наши клиенты, например, никогда не отдадут на аутсорс разработку самого продукта, а таргетинг и создание посадочных готовы передать нам. 

Под развитие ключевых компетенций лучше нанять штатного сотрудника и растить его, так как он будет погружен в конкретно ваш продукт и его специфику. 

Штат, фриланс, агентство: за и против

После того, как определились с маркетинговыми целями, можно выбирать исполнителя: сотрудника в офис, фрилансера или агентство. У всех вариантов свои особенности.

Если выбрать агентство

Плюсы: 

  1. Четкие KPI: агентство точно знает, что делает, и как оцифровывать результаты.
  2. Большая насмотренность: в агентстве работают уже опытные сотрудники, за счет чего оно может предложить больше инструментов и разные подходы. 
  3. Высокое качество работы: если в случае фрилансера и штатного сотрудника брифованием, ведением клиента и технической частью занимаются 1-2 человека, то в агентстве за каждый этап отвечает отдельный сотрудник, и за клиентом закреплена своя команда. 

Минусы: 

  1. Проджект-менеджер занимается не только вашим проектом: как правило, у него их несколько, и погруженность в проект ниже, чем у наемного сотрудника. У себя в Taktika Digital мы под каждый проект выделяем отдельного проджекта — так наши клиенты получают лучший результат. 
  2. Если решите сменить подрядчика, это займет время: другое агентство скорее всего будет делать свои посадочные, настраивать рекламные кампании, и так далее. 
Нанимайте агентство, когда вам нужна: 

- Высокая скорость работы, опытные специалисты и результат уже после первого месяца работы. 

- Работы команды с отлаженными процессами. 

Если выбрать штатного сотрудника

Плюсы: 

  1. Полностью погружен в ваш проект: у агентства и фрилансера помимо вас есть другие клиенты, штатный сотрудник 100% времени уделяет вам. 
  2. Хорошо знает продукт и целевую аудиторию.

Минусы: 

  1. Со временем начинает скучать/выгорает. 
  2. Медленнее развивается, если нет грамотного руководителя. 
  3. Менее мотивирован, чем агентство или фрилансер, так как находится на окладе.
  4. Работа наемного сотрудника оцифровывается медленнее: вы поймете, хотите ли продолжать с ним работать примерно через 3 месяца. За те же 3-4 месяца можно протестировать 1-3 агентства. 
Нанимайте сотрудника в штат, если вам нужно:

- Много рабочего времени специалиста за сравнительно небольшой ценник. 

- Вырастить внутренний отдел маркетинга под себя. Для этого варианта нужен сильный управленец, чтобы маркетинговый отдел не превратился в окладное болото со средними результатами.

Если выбрать фрилансера 

Плюсы: 

  1. Широкий пул специалистов: так как работа удаленная, вы не ограничены географией — это повышает шансы найти подходящего человека. 
  2. Комфортный ценник: как правило, фрилансеры стоят дешевле, чем агентство или сотрудник на окладе. 
  3. Гибкие условия сотрудничества: проще договориться о цене, времени работы, наборе обязанностей.  

Минусы: 

  1. Вы не в приоритете: у фрилансера много клиентов, так что задержки и проседание качества — обычное дело. 
  2. Ограниченный набор скиллов: комплексную работу по маркетингу фрилансеру точно не делегируешь. Обычно фрилансеры ориентируются в 1-2 рекламных системах. 
  3. Нет контроля: если у штатного сотрудника гарантирована система отчетности, у агентства — отчетность и KPI, то с фрилансером придется вырабатывать эту систему самостоятельно. 
  4. Нет гарантий: если агентство отвечает за результат репутацией, то добросовестность фрилансера придется проверять на свой страх и риск. 

Что бы вы ни выбрали

Не делегируйте все задачи кому-то одному — так риск выгорания и увольнения сотрудника выше. Ищите не многорукого многонога, а команду, или человека, который может её собрать. 

Маркетолог найден. Что дальше? 

Сформируйте критерии, по которым будете оценивать его работу. Если ещё не скачали чек-лист из начала статьи — вернитесь и скачайте. 

Если вы строите отдел маркетинга инхаус, то убедитесь, что наладили его коммуникацию с отделом продаж — это критически важно: вот гайд о том, как подружить два отдела

Какие форматы работы с маркетологами вы уже пробовали? Делитесь опытом в комментариях 👇