У маленького бизнеса обычно нет ни огромных бюджетов на раскрутку, ни такой масштабной узнаваемости, как у крупных ритейлеров. Как в таких условиях не просто выживать на рынке, а зарабатывать? Будем разбираться.
Даём креативные идеи и объясняем, как всё это работает в разных нишах и у наших клиентов. А для вдохновения показываем кейсы предпринимателей, которые смогли.
Мы DRON.DIGITAL – сервис самостоятельного запуска наружной рекламы на digital-экранах. Присутствуем в 59 городах России с общей аудиторией в 70 млн зрителей.
Если условный «Дикси», «Шоколадница» и другие сетевые компании вкладывают огромные деньги в рекламу по ТВ и в СМИ, то у локальных бизнесов таких возможностей нет. Зато у них есть одно главное преимущество: они знают рынок изнутри и адаптируются к потребностям клиентов быстрее, чем неповоротливые сетевые гиганты.
У сильного локального бренда возможностей ещё больше. Если бизнесу удалось раскрутиться в пределах города, он сможет обойти своих сильных конкурентов, расшириться и в перспективе выйти на региональный и даже федеральный уровень.
Но без трудностей на этом пути не обойтись. Чтобы раскрутить бренд внутри города, маркетологу или владельцу бизнеса приходится:
Чтобы привлечь клиентов в кофейню или цветочный магазин, недостаточно просто повесить вывеску в проходном месте, заполнить карточку на Яндекс Картах и ждать клиентов. Надо сильно постараться, чтобы вас сначала заметили, а потом полюбили. Будем разбираться, как это сделать.
Представим, что местный предприниматель открыл в Казани условное велокафе Bike&Coffe – тут под одной крышей работают велопрокат и стилизованное кафе. Велосипедисты могут оставить своего «железного коня» на парковке, отдохнуть и перекусить, а все остальные – взять велосипед в аренду и примкнуть к велотусовке.
С одной стороны, в Казани огромное велосообщество и много туристов, которым это было бы интересно. С другой – местные могут просто не понять идею, и кафе разорится.
На примере велокафе разберём 8 креативных идей о том, как оно могло бы развиваться в городе. А ещё приведём примеры других бизнесов, которые уже используют или могли бы использовать эти способы продвижения.
По данным Forbes, 64% потребителей убеждены, что общие ценности сближают их с брендом. Поэтому не бойтесь транслировать аудитории свои ценности и попробуйте сформировать через них комьюнити, которое объединит вокруг вас людей с похожими интересами.
Такой подход повышает лояльность к бренду, выделяет его на фоне конкурентов и заодно запускает сарафанное радио. А ещё так будет проще получать обратную связь от клиентов и улучшать продукт.
Вот несколько идей, которые помогут создать комьюнити:
Наше велокафе Bike&Coffee уже по умолчанию задумано, как комьюнити, где велосипедисты знакомятся, общаются, устраивают велопробеги и привлекают других гостей к велотусовке. Но такое комьюнити вполне можно организовать даже в обычном шоуруме.
Например, так начиналась история бренда оверсайз одежды MONOCHROME. В шоурумах стояли кофемашины – посетители могли выпить кофе, пока выбирают одежду, и поболтать с продавцами. Со временем локальное сообщество переросло в культовый международный бренд.
Интервью с соосновательницей MONOCHROME.
→ Примеры.
У сети зоомагазинов VAKA в Санкт-Петербурге есть свои специалисты-ветеринары, которые консультируют во время работы магазина, или по графику. А иногда в зоомагазины приглашают сторонних специалистов по питанию и уходу, которые проводят дополнительные консультации для владельцев домашних животных.
Каждую такую встречу бренд анонсирует в своих соцсетях:
Так бренд показывает, что он не просто продаёт, но ещё и заботится о клиентах и их питомцах.
Увидеть самые мимимишные креативы и почитать о том, как бренд VAKA и другие магазины зоотоваров увеличивали продажи через цифровую наружку, можно в этой статье.
Коллаборация – отличный способ обменяться аудиторией с другим брендом. Найдите в своём городе компанию, которая подойдёт для этой цели, и предложите придумать что-то совместное: акцию, розыгрыш, уникальный общий продукт, взаимный пиар и т.д.
Велокафе Bike&Coffee может сотрудничать с экскурсоводами и разрабатывать авторские велоэкскурсии, которые в городе никто больше не проводит. Или заколлабиться с фитнес-студией и добавить в меню ПП-боулы, а за первую покупку такого боула предлагать бесплатную тренировку у партнёра.
Чтобы получить результат и не растерять клиентов, выбирайте партнёра для коллаборации по трём признакам:
Ещё лучше, если это будет эко-френдли коллаборация. Например, это может быть печать брелков из переработанного пластика с мемами или котиками, которых все любят, и отсылкой к вашему бренду. Много прибыли это не принесёт, но отлично сработает на узнаваемость и репутацию.
→ Примеры.
В 2022 году «Упсала-цирк» в Санкт-Петербурге запустил проект с «Самокатом». Артисты цирка вместе с командой «Самоката» выступали на открытых площадках города и запустили сайт с видеоуроками по несложным трюкам.
Всеми новостями цирк делился на своей странице ВК:
Проект набрал больше 1 млн просмотров во всех соцсетях, получил хорошую поддержку блогеров и стал известен в городе.
«Упсала-цирк» тестирует разные способы продвижения: например, дочерний проект «Пакитан» для детей от 2 до 7 лет рекламировали с помощью цифровой наружной рекламы. В результате трафик на сайт вырос на 20%.
Офлайн-мероприятия, особенно в небольших городах, всегда привлекают много людей. Часть из них может стать вашими постоянными клиентами, если произведёте нужное впечатление.
Мероприятия могут быть самыми разными:
Такие мероприятия можно отслеживать в городских пабликах, чатах ЖК в вашем районе или организовывать самостоятельно. Чем необычнее будет мероприятие, тем выше шансы, что новость о нём появится в городских СМИ.
→ Примеры.
Бренд HoverOver – бренд премиальной обуви, который за 8 месяцев разросся до двух шоурумов в Москве и своего интернет-магазина. Толчок к развитию дало именно мероприятие. В 2023 году создатели бренда организовали необычную выставку из 25 арт-объектов – картин и кроссовок, которые разрисовали современные художники.
Мероприятие собрало больше 1,5 млн охвата, а о бренде быстро заговорили.
Ссылка на интервью с основателем бренда.
Тренд на продвижение у блогеров стремительно набирает обороты. Если работаете в небольшом городе, для этой цели можно сотрудничать с микро-инфлюенсерами – это местные блогеры с небольшой, но активной аудиторией.
Но тут есть один нюанс, о котором мало кто вспоминает. Люди подписываются на блогера не из-за локального контента или рассказов о родном городе, а из-за того, что им интересен сам персонаж. На условного инфлюенсера из Казани могут быть подписаны люди со всей страны. Если мы решим заказать у него рекламу велокафе, наша ЦА может составить всего 1-2% от его аудитории. А значит, зря потратим деньги на рекламу.
→ Примеры.
Исключения тоже бывают: например, реклама развлекательных заведений на курортах или в крупных городах, куда можно приехать в качестве туриста. У блогеров можно рекламировать аквапарки, океанариумы, дельфинарии и т.д.
Причём это может быть как обычная реклама, так и спецпроекты, замаскированные под нативную рекламу:
Главное правило – выбирать блогера, которого знает ваша ЦА. Усилить кампанию можно роликами с тем же блогером на уличных digital-билбордах. В этой статье мы рассказывали, как запускать наружку в нише массовых развлечений. Там же можно почитать кейс дельфинария «АКВАТОРИЯ» в Ялте, который расширял охваты с помощью цифровой наружки.
Стандартная программа лояльности для нашего велокафе – каждый 7-й кофе в подарок, но можно пойти дальше. Например, предложить выгодный комбо-завтрак «Сендвич + кофе» до 11 утра или скидку 20% тем, кто уедет из кафе на арендованном велосипеде.
Чтобы привлекать больше клиентов, можно добавить необычные конкурсы. Например:
Анонсировать такие акции можно в соцсетях или на ситилайтах возле торговых центров, в парках, рядом с велодорожками и неподалёку от самого кафе. Главное – выбирать локации, где бывает ваша целевая аудитория.
Наружная реклама работает не на прямые продажи, а на узнаваемость бренда в городе. Особенно наружка эффективна с «визуальными» продуктами – такими, которые сначала надо увидеть, чтобы захотелось купить.
Есть разные форматы наружной рекламы. По опыту небольших бизнесов хуже всего работает реклама в лифтах. Чуть лучше справляются листовки, в том числе в маршрутках, а самый эффективный канал – цифровая наружка. Это digital-билборды разных размеров, где можно показывать рекламные ролики длительностью до 5 секунд.
→ Примеры.
Цифровая наружка – универсальный формат, который подходит почти для любой ниши. Например, вот такую рекламу запустил на digital-экранах «Малый театр кукол» в Санкт-Петербурге:
Наружка отлично сработала на имидж, повысила узнаваемость и привлекла новых гостей.
Захар Сененков, IT-директор театра:
«Сейчас у нас задействованы 33 экрана по всему городу. Охват уже больше 1 млн человек, и будет гораздо больше. Для нас это очень хороший показатель, который является имиджевым инструментом, привлечет реального зрителя»
А это – креативная реклама ЖК «Старт» в Екатеринбурге:
Ролик с котиком-космонавтом сразу покорил сердца потенциальных клиентов, вызвал много вопросов и привлёк внимание к новому застройщику.
А здесь – креатив для рекламы на билборде для парка «Высотный город» в Санкт-Петербурге:
Наталья Мисюкевич, менеджер по маркетингу и рекламе:
«Сервис оказался невероятно полезным: можно настраивать время показа (часы, минуты), можно участвовать в аукционах, чтобы получить самую выгодную стоимость показа. «Ручное управление» рекламной кампанией, если можно так сказать, когда ни рубля «мимо»
Всю эту рекламу бренды запускали через DRON.DIGITAL. Кстати, сейчас вы можете бесплатно протестировать его возможности на своём продукте – DRON дарит новым клиентам 60 000 рублей на размещение.
Получить бонус можно на этой странице.
Исследование HubSpot показало, что 92% людей больше верят советам знакомых, чем любому виду рекламы. А значит, сарафанный маркетинг может приносить в разы больше клиентов и продаж, чем все остальные каналы. Причём бесплатно.
Сарафанное радио начнёт работать и без участия бизнеса, если создать настолько крутой продукт, что люди сами захотят рассказывать о нём друзьям. А ещё можно усилить эффект, например:
Ещё один беспроигрышный вариант – придумать фишку, которой нет ни у кого в городе. Например, стрижка бороды топором в барбершопе, печенье с предсказанием каждому клиенту или мотивирующие надписи на стаканчиках с кофе.
→ Примеры.
У разных компаний могут быть свои фишечки, которые запускают сарафанное радио. Так, на сайте ювелирного магазина LAV’Z можно «Намекнуть о подарке». Например, девушка заполняет форму под понравившимся кольцом и указывает данные молодого человека, а он получает на е-мейл письмо с намёком и ссылкой на колечко.
Бренд премиум-одежды ZNWR отказался от коллабораций с блогерами в пользу сарафанного радио. Сейчас больше всего клиентов приходит с двух каналов: сарафанка + цифровая наружная реклама с ретаргетингом.
Интервью с создателем бренда одежды ZNWR.
UGC (user-generated content) – это почти сарафанное радио, только в онлайне. Так называют контент, которым делятся в соцсетях сами пользователи. Это посты о том, как классно они провели время в вашем заведении, сторис, комментарии. Каждый такой пост повышает узнаваемость и доверие к бренду.
Чтобы клиенты сами хотели создавать UGC, можно использовать «ловушки», которые заставят фотографировать и публиковать. Это может быть:
На практике это работает так. Клиент велокафе выкладывает у себя на страничке сторис с необычным интерьером или красивым блюдом, отмечает локацию. Подписчики это видят, лайкают и, возможно, заинтересуются заведением.
Поощряйте такие посты любыми способами: например, можно предложить бонусы или провести фотоконкурс на самую креативную фотографию в вашем заведении.
→ Примеры. Владелице бренда Fransy пришла идея полностью обклеить трамвай в Самаре плёнкой с названием компании. Подписчикам в соцсетях она предложила отыскать брендированный трамвай на улицах города, сфотографировать его и выложить в сторис. Среди счастливчиков разыграли 10 000 рублей на шопинг в Fansly.
Идея отлично сработала – о бренде заговорили, продажи выросли, клиентская база расширилась.
Интервью с основательницей бренда.
Грузинский ресторан «Супра» во Владивостоке настолько популярен, что люди готовы часами стоять в очереди. А чтобы ждать было веселее, официанты угощают будущих гостей клубникой, яблоками, вином и домашними лимонадами. Конечно, такое отношение только влюбляет в себя клиентов и заставляет делиться эмоциями в соцсетях.
Для этого нужно:
Ещё больше идей, красивых креативов и кейсов по цифровой наружке можно найти в нашем Телеграм-канале.