Рассказываем, что делать после того, как вы согласовали с дизайнером логотип, и он прислал вам ссылку на брендбук.
После того, как вы разработали логотип и фирменный стиль, у вас может возникнуть вопрос: «А что дальше? Что нам делать с этими новыми фирменными шрифтами и цветами?».
Интуитивно, первый шаг — зайти на страницы компании в соцсетях, и сменить там обложку с аватаркой, поскольку это просто и не требует вложений. Однако дальше вы поймете, что еще есть сайт, вывеска, мерч, униформа сотрудников — продолжать можно до бесконечности.
Вместе с дизайнерами Логомашины постарались разобраться, как выстроить процесс по внедрению дизайна так, чтобы не потратить на это больше, чем на услуги по разработке.
Если ваш проект только запускается, внедрить дизайн будет значительно проще. Есть три вида носителей, которые вы адаптируете под свой стиль:
С чего начать процесс зависит от вашего бизнеса и бюджета. Некоторым важно начать с формирования собственной идентичности, а кто-то хочет сразу внедрять дизайн для клиентов. Если о вас пока мало кто знает, в первую очередь нужно заняться рекламной продукцией.
Для создания брендированных носителей в типографиях потребуются разные форматы файлов:
Если планируете быструю цифровую печать, нужны форматы AI, PDF, EPS, и в цветовом режиме CMYK с учетом вылетов и векторизованных шрифтов. Еще рекомендуем сделать цветопробу.
Для сложной печати файлы запрашиваются в векторе в тех же форматах. Но если решили делать, например, шелкографию на дизайнерской бумаге, нужно выбрать оттенок бумаги, закупить ее, отвезти в типографию. После нужно выбрать цвет лака и фольги для тиснения или 3D-нанесения. Для этого типография может запросить дополнительные файлы или создаст их сама на основе вашего брендбука.
Для этих носителей нужны шаблоны с возможностью редактирования. Если дело касается мерчандайзинга, сначала выясните, где приобрести материалы для брендирования и какие методы нанесения логотипа подходят для выбранных товаров. Например, для одежды можно использовать вышивку, а для пластиковых чехлов для телефонов — методы шелкографии или сублимации.
Рекламные материалы также предоставляются в виде шаблонов, которые можно редактировать и настраивать. Форматы файлов зависят от цели: для печати — AI, PSD, для онлайн-публикаций — Figma. При подготовке материалов для печати подойдет цветовой режим CMYK с разрешением 300 пикселей на дюйм, а для веб-материалов — цветовой режим RGB с разрешением 72 пикселя на дюйм.
Если ваша компания уже какое-то время существует, то аудитория успела привыкнуть к старому дизайну. И поэтому молча обновить носители не получится — есть риск, что компанию с новым дизайном просто никто не узнает, и это скажется на прибыли.
Поэтому способов, как внедрять редизайн, сразу два.
Способ 1. Создать инфоповод, резко изменив стиль
Быстрая смена дизайна имеет смысл для компаний, активно ведущих свою деятельность в медийной сфере и онлайн-пространстве. Аудитория в короткие сроки заметит изменения на сайте, в социальных сетях и приложениях.
Например, в июне 2023 года новость о ребрендинге «Яндекс Лавки» прочитали миллионы пользователей: об этом в один день заговорили все возможные площадки, и скоро мы увидели новый логотип и приложение.
Процесс внедрения сопровождался рекламными билбордами на улицах, баннерами в метро и других общественных местах, но основными источниками оповещения стали новостные сводки популярных изданий и UGC-площадок.
Ребрендинг или редизайн как инфоповод — хорошая стратегия для digital-компаний. Но в офлайн-мире сменить дизайн в один момент — сложно. Замена всех вывесок, рекламных материалов и упаковки требует времени и больших финансовых вложений.
Способ 2. Внедрять постепенно
В основе такого подхода лежит плавная смена фирменного стиля. От начала разработки до полного перехода к новой концепции могут пройти месяцы. Это практичнее для крупных компаний, которые больше общаются с потребителем офлайн, имеют несколько торговых точек или работают по франшизе.
Например, в 2021 году Burger King провел глобальный ребрендинг и изменил всю визуальную концепцию и позиционирование. Для внедрения новой айдентики во всех ресторанах потребовалось немало времени: новости о ребрендинге появились в конце 2020 года, а в России мы увидели изменения только летом 2021.
У постепенного внедрения есть несколько этапов:
Чтобы внедрение шло по единому плану, все сотрудники от топ-менеджмента до среднего звена должны понимать, что происходит. Важно объяснить, почему нужны изменения, как они повлияют на работу компании и каждого человека.
Соберите презентацию в онлайн или офлайн-формате, расскажите персоналу, какую роль они играют в трансформации бренда, что от них требуется. Если в стратегии запланированы изменения коммуникаций с клиентами, сотрудникам понадобится время, чтобы привыкнуть к новым правилам.
Перед обновлением дизайна продумайте, как поменяется взаимодействие компании с аудиторией: пропишите, на какие темы говорить в соцсетях, писать статьи и давать комментарии в СМИ. Если у вас не просто редизайн, а целый ребрендинг — речь идет не просто о новом логотипе, но и новом позиционировании.
Аудитории всегда приятно чувствовать заботу со стороны компании: следование трендам и поиск новых способов общения с клиентами дают бренду преимущество перед конкурентами.
Определите, какие носители необходимо поменять в первую очередь. Например, если вы ИТ-компания, скорее всего, вам придется сразу поменять сайт, а если у вас кофейня — первым делам сменить вывеску, стаканчики и меню.
Когда вы подготовились к смене дизайна на основных носителях, разработали и объяснили сотрудникам новую стратегию коммуникации, приходит время рассказать об изменениях целевой аудитории.
Сделать это можно с помощью СМИ: договориться с редакциями изданий, опубликовать статьи в соцсетях и на UGC-площадках. Не проводите редизайн подпольно: дайте людям увидеть, привыкнуть и заново влюбиться.
Меняете вы позиционирование и фирменный стиль или просто упростили начертание в логотипе — среди аудитории найдутся недовольные, и нужно быть к этому готовыми. Чтобы понять, как справиться с хейтом после обновления айдентики, сначала разберемся, почему он вообще возникает.
Дело привычки
Людей пугает новое, часто изменения вызывают негативную реакцию по инерции: аудитория чувствовала себя понятно и безопасно, а новинки нужно изучить и приспособиться к ним.
Когда в 2023-м МТС отказались от своего легендарного яйца, только ленивый под новостью об этом на vc.ru не написал, что стало хуже.
Ощущение непричастности
Вы пользуетесь продуктом годами, поддерживаете бренд монетой, активно следите в соцсетях, а производители все меняют, не спрашивая аудиторию. Звучит обидно.
Так пользователи Twitter чувствовали себя, когда в прошлом году Илон Маск уничтожил родную и любимую всеми птичку.
Х — новое название платформы, которое никто не просил. Ребрендинг быстро оброс критикой и мемами.
Непонимание затрат
Часто аудитории просто не объясняют, на что ушли деньги. Многим кажется, что платить миллионы за логотип — бесполезная трата. Особенно ярко критики реагируют на минималистичные лого, ведь обывателю кажется, что простое должно стоить дешевле. Обыватели не задумываются о том, что реализация проекта часто гораздо дороже, чем его разработка.
В далеком 2014-м ребрендинг Московского метрополитена обошелся столице в 232 миллиона рублей. Жители города увидели, что из старого логотипа просто исчезла синяя линяя, окружающая букву «М». Было много критики, обвинений и шуток, люди не понимали, на что потрачен бюджет.
Ребрендинг или редизайн проводят, чтобы изменить имидж компании, повлиять на восприятие и отношение аудитории. Чтобы сделать обновления плавными для пользователей, есть два варианта:
Вариант постепенного внедрения
Подход, о котором мы уже рассказали выше, даст возможность аудитории привыкнуть к новому стилю. Перед запуском проекта можно показать новый логотип в соцсетях или СМИ. Если проводить опросы и объяснять ценность нового дизайна, аудитория почувствует свою причастность и будет более лояльна.
Год назад Android поменял логотип — он стал объемным и приобрел более темный оттенок. Эту версию компания показывала на выставке CES 2023, поэтому появление обновленного робота не стало шоком для пользователей.
Проспойлерить
Этот шаг — маленькая хитрость, о которой не говорят. Разработчики анонимно сливают наработки или делятся готовым вариантом в дизайнерских сообществах. Так можно проверить реакцию, исправить ошибки. Аудитория в это время привыкает к новинкам и после может встать на защиту ребрендинга, чувствуя вовлеченность в процесс создания.
Работа над дизайном и стратегией важна, но помните о людях, для которых все задумывалось.
Мы в Логомашине много пишем про дизайн, брендинг и их влияние на бизнес. Читать полезные посты можно в Telegram-канале.
А ещё в феврале у нас акция — мы бесплатно оформим соцсети всем проектам, которые закажут логотип, фирменный стиль и гайдбук. Запросить консультацию и посмотреть проекты из вашей сферы можно на сайте: logomachine.ru.