Каждый исполнитель в рекламной цепочке при исполнении закона о маркировке рекламы и оформлении отчетности в ОРД может столкнуться с ситуациями, которые могут иметь место при различных схемах оплаты от заказчика за размещения рекламы в интернете и часто бывает непонятно как технически реализовать отчеты в ОРД.
Рассмотрим для ОРД ВК наиболее часто встречающиеся кейсы и разберемся как правильно и без ошибок составить акты, заполнить статистику и оформить разаллокации по креативам и изначальному договору.
Предположим, что к рекламораспространителю (владельцу интернет-площадки) обратился рекламодатель с целью разместить рекламный материал.
В принципе, можно абстрагироваться и применить нижеуказанные сценарии для любой схемы Заказчик-Исполнитель внутри рекламной цепочки.
Рекламная цепочка: РД (рекламодатель) либо Агентство - РР (рекламораспространитель)
Срок размещения: 15 марта - 20 апреля (потом реклама удаляется)
Оплата: 10 марта (до размещения рекламы)
Стоимость размещения рекламы: 10 000 рублей
Бухгалтерский акт: выставлен от РР для заказчика (РД либо Агентство) после размещения, например 20 марта.
Отчетность в ОРД: По согласию сторон (закреплено в договоре) отвечает РР
Это самый простой случай, который с легкостью реализовывается при оформлении отчетности в ОРД. Поэтому совет для исполнителя (в нашем случае - РР) всегда склонять заказчиков (Агентство либо РД) именно к такой схеме оплаты
Итак, РР получил оплату от заказчика 10 марта, получил в своем ОРД токены (erid) после закрузки креатива, правильно промаркировал рекламное объявление и опубликовал 15 марта на своей интернет-площадке (например в паблике) рекламный материал от своего заказчика (Агентство либо РД)
РР должен выставить закрывающий документ в виде акта (СЗ могут работать по схеме счет-чек из Мой налог), направить его заказчику (РД либо Агентство), а также на основании данного документа заполнить блок Акты в своем ОРД и до 30 числа после месяца размещения (согласно требованию Роскомнадзора) РР должен занести данные в блок Статистика за предыдущий месяц.
Какие могут быть варианты заполнения отчетности для РР в его ОРД ВК по текущему сценарию?
Ограничимся двумя наиболее практичными и удобными вариантами
Вариант А:
Я его опишу более подробно, но его положения и правила также затем надо будет принимать во внимание в других Вариантах.
Рекламораспространителю в своем ОРД нужно оформить один акт (например 25 апреля) в блоке Акты до 30 апреля без заполнения блока Статистика для марта и блока Статистика для апреля, так как вся статистика будет заполнена внутри блока Акты.
Внутри акта будут указаны интервалы 15 марта - 20 апреля (именно так - это критически важно) и указаны номер, дата и сумма точь-в-точь как в бухгалтерском акте от РР для Заказчика (РД либо Агентство)
Важно понимать, что акт, который заносится в блоке Акты внутри ОРД формируется на основе реального бухгалтерского бумажного акта, но они являются разными сущностями в системе учета в ОРД. Для ОРД от реального бумажного акта нужны только три атрибута: Номер, Дата и сумма
Итак, заполняем акт в блоке Акты на основе реального бухгалтерского акта:
В нашем кейсе сумма бухгалтерского акта равна сумме разаллокации по изначальному договору, так как в нашем случае имело место только размещение рекламы без иных работ по договору со стороны РР, иначе бы цифры различались.
Здесь, например, суммы различаются и это говорит о том, что РР (Издатель - так в ОРД ВК называют рекламораспространителей) для заказчика выполнял не только размещение у себя рекламы (8000 рублей), но также имели место иные виды работ по договору (изготовление креатива и прочее):
Имейте ввиду, что в ОРД рекламораспространителя (РР) указанные выше сканы описывают схему РД-РР, где договор РД-РР имеет статус изначального договора.
НО при схеме РД-Агентство-РР в модуле Разаллокация изначальным нужно будет указывать договор РД-Агентство (это критически важно), т.е. договор акта и договор в блоке Разаллокация будут отличаться
Внутри акта будут присутствовать два модуля статистики с разаллокациями по креативам и площадкам. Они добавлены нажатием Добавить креатив в интерфейсе с интервалами 15 марта - 31 марта и 1 апреля - 20 апреля каждые со своими показами в указанных интервалах:
Именно так выглядит, так называемая, разаллокация по креативам (у нас один креатив) и разаллокация по площадкам (у нас одна площадка). Если бы площадок и/или креативов было больше, то соответственно и модулей статистики с разаллокацией по креативами и площадкам было больше, но сумма по цифрам, которые будут распределены и указаны в полях Сумма по креативам, должна будет также составлять 10 000 рублей в нашем случае.
Сумму акта можно разбить поровну между двумя интервалами (5000 на март + 5000 на апрель) либо пропорционально показам в марте и апреле либо пропорционально количествам дней размещения рекламы в марте и апреле.
Любой выбор решения по разбивке общей суммы в размере 10 000 рублей будет корректным.
Обратите внимание на поле Стоимость одного события:
У нас стоимость одного события (наше событие - это размещение рекламы в паблике) составляет 10 000 рублей, поэтому в каждом модуле указана именно такая цифра.
Однако возможны варианты, когда цифра в поле Стоимость одного события будет совпадать с цифрой в поле Сумма по креативу (на скане - 5000) .
По логике, мне ближе именно второй вариант на данный момент. В целом первое и второе решение я считаю приемлемым и никоим образом не нарушает логическую трактовку заполнения данных полей для отправки данных в ЕРИР.
Тем более, законодательно данные технические нюансы нигде не закреплены, а пользователи руководствуются только инструкциями ОРД с которым они работают. Причем эти инструкции от ОРД могут периодически меняться.
Все мы помним "единички" в ОРД ВК)
Также стоит заметить, что у каждой ОРД будет своя инструкция по поводу определенных действий и может отличаться от решений других ОРД, хотя все данные в итоге стекаются в ЕРИР (единый реестр интерент-рекламы).
Приведет ли это изначально к "каше" на серверах ЕРИР? Вполне возможно да, но, я уверен, они знают, как корректно обрабатывать поступаемые разношерстные данные из разных ОРД.
Вариант Б:
Рекламораспространителю в своем ОРД нужно оформить два акта в блоке Акты (две строчки в отчетности).
Это старая провереннная схема, которую можно использовать и сейчас.
Кстати, она достаточна удобна, логична и практична
До 30 апреля будет оформлен первый акт, который закроет март с интервалом акта 15 марта - 31 марта на основе бухгалтерского акта, но с указанием частичной суммы, например половины от суммы реального бухгалтерского акта либо пропорционально дням размещения либо пропорционально количеству показов.
Внутри первого акта будет указана статистика показов за 15 марта - 31 марта
Нажимаем Добавить креатив, чтобы заполнить модуль статистки за март внутри акта за март
Общая сумма по бухгалтерскому акту у нас 10 000 рублей, но в первом (мартовском) акте в ОРД у рекламораспространителя будет фигурировать только 5 000 рублей
Блок Статистика для марта заполняться не будет, так как статистика и разаллокации по креативам и площадкам будут учтены внутри акта
Далее, до 30 мая будет оформлен второй акт с теми же атрибутами, что и первый акт, но с интервалом акта 1 апреля - 20 апреля, который закроет апрель.
В данном акте будет указана вторая часть суммы. Самое главное, чтобы сумма первого акта и второго акта была равна сумме реального бухгалтерского акта - в нашем случае сумма первого и второго акта должна равняться 10 000 рублей.
Внутри второго акта будет указана статистика показов за интервал 1 апреля-20 апреля.
Нажимаем Добавить креатив, чтобы заполнить модуль статистки за апрель внутри акта за апрель
Блок Статистика для апреля заполняться не будет, так как статистика и разаллокации по креативам и площадкам будут учтены внутри акта
В итоге в ЕРИР общая статистика и акты склеятся и будет иметь место корректное оформление отчетности в ОРД со стороны Исполнителя (в нашем случае - РР)
Здесь инструкция ОРД ВК (см. раздел Создание акта в ОРД VK) с дополнительными вариантами
Рекламная цепочка: РД (рекламодатель) либо Агентство - РР (рекламораспространитель)
Срок размещения: 15 марта - 20 апреля (потом реклама удаляется)
Оплата: 18 марта (после старта рекламы)
Бухгалтерский акт: выставлен от РР для заказчика (РД либо Агентство) после оплаты, например 20 марта
Отчетность в ОРД: По согласию сторон отвечает РР
Все варианты будут как в Сценарий №1.
Иногда акты о выполненной работе (произведено размещение рекламы в паблике) выставляются до получения оплаты, так что здесь не проблема, главное корректно заполнить даты актов и интервалы в актах и для статистики.
Рекламная цепочка: РД (рекламодатель) - РР (рекламораспространитель)
Срок размещения: 15 марта - 20 апреля (потом реклама удаляется)
Оплата: 21 апреля (после окончания рекламы)
Бухгалтерский акт: выставлен от РР для заказчика (РД либо Агентство) после оплаты, например 22 апреля
Отчетность в ОРД: По соглашению сторон отвечает РР
Какие могут быть варианты заполнения отчетности для РР в его ОРД ВК по текущему сценарию?
Ограничимся одним наиболее практичным и удобным вариантом
Вариант А:
Рекламораспространителю нужно с своем ОРД оформить один акт (например 25 апреля) в блоке Акты до 30 апреля без заполнения блока Статистика для марта и без заполнения блока Статистика для апреля, так как вся статистика и разаллокации по креативам и площадкам будут оформлены внутри блока Акты.
Далее всё будет аналогично, описанному в Варианте А для Сценария №1
Конечно, на практике возможны дополнительные варианты оформления отчетности, в том числе описанные в официальных инструкциях ОРД ВК.
Однако, я преднамеренно не стал рассматривать все возможные варианты, так как при их реализации будет иметь место некорректное, на мой взгляд, логическое заполнение отчетности в ОРД.
Это связано с тем, что интерфейс ОРД ВК, несмотря на все их нововведения, не позволяет корректно заносить данные по определенным вариантам оформления отчетности.
Например, отсутствует поля стоимости креатива и стоимости единицы оказания услуг в блоке Статистика
В других ОРД это уже давно реализовано, что позволяет гибко и логически правильно оформлять отчетность в любых случаях
Например:
В итоге, отсутствие необходимых полей в блоке Статистика в ОРД ВК иногда не позволяет корректно, на мой взгляд, выполнять отчетность, используя иные варианты компановки (сочетания) данных между блоком Акты и блоком Статистика
Например, здесь ответ ОРД ВК по моему запросу, если заказчик платит раз в квартал и акт выставляется раз в квартал. ОРД ВК предлагает всю сумму насчет разаллокации по креативам и площадкам указать в последнем месяце размещения, что предполагет некорректное распределение сумм между креативами
В моем Telegram и YouTube вы всегда сможете получить ответы по вашим кейсам, найти свежую информацию и экспертизу по маркировке рекламы, а также научиться оформлению отчетности в ОРД, чтобы избежать штрафов от ФАС и Роскомнадзора
Серия публикаций по настройке отчетности в ОРД Озон, ОРД Медиаскаут, ОРД Сбер, ОРД Амбердата, ОРД Билайн (1ORD), ОРД ВК, ОРД Яндекс