Не всех устраивает работа по найму, поэтому часто люди начинают заниматься предпринимательской деятельностью. Однако надо понимать, что это не так просто: помимо желания и личных качеств, которые помогут построить бизнес, необходимы еще базовые знания, умение собрать профессиональную команду и т.д. Для тех, кто решил попробовать себя в качестве предпринимателя, но при этом не уверен в том, что справится со всем с нуля, есть вариант развивать бизнес по франшизе. В этой статье рассмотрим, какие плюсы и минусы могут быть у открытия собственной бизнес-точки и у работы по франшизе.
Самый очевидный плюс развития собственного бизнеса, – это самостоятельность, финансовая независимость. Нужно выбрать сферу, в которой вы хотите развиваться, проанализировать данный сегмент рынка, составить план развития, оценить риски и дальше в соответствии с этим строить бизнес мечты. Однако не стоит забывать, что мало просто открыть точку, например, по доставке, нужно наладить все внутренние процессы, работу с поставщиками, а также выстроить маркетинговую стратегию, потому что надо заявить о себе. До тех пор, пока вас знают только соседи по офису, вы не сможете полноценно развиваться. А у вас цель – не просто добиться узнаваемости бренда, но и занять достойное место на рынке, и на это, скорее всего, уйдет много времени.
Вы делаете достаточно большие вложения в развитие бизнеса, но при этом вам ни с кем не надо делиться: ваш бизнес – это ваши деньги, которыми вы сами распоряжаетесь.
При открытии своего бизнеса вам придется потратить время на то, чтобы вникнуть во все нюансы работы, иногда – путем собственных ошибок. Да, это полезно и доходчиво, но на это может уйти достаточно большое количество времени.
Что касается франшизы, то тут, на первый взгляд, придется забыть о свободе и самостоятельности. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
При покупке франшизы вам приходится меньше напрягаться: вам рассказывают, чего от вас ждут, что вам нужно делать, чтобы запуститься, – то, что при развитии собственного бизнеса вам пришлось бы долго продумывать и просчитывать. Вам не нужно анализировать рынок, продумывать оформление и принципы работы. Кроме того, маркетинговая работа также осуществляется в основном управляющей компанией: не нужно выводить бренд на рынок, надо просто развивать его на новом месте, что существенно экономичнее, также уже есть готовые схемы, продуманы рекламные кампании и т.д. Это существенно облегчает развитие.
Учитывая, что все процессы уже налажены, вы быстрее начнете получать прибыль. И несмотря на то, что, чтобы открыться по франшизе вам, помимо трат на закупку оборудования, аренду помещения и т.д., придется заплатить паушальный взнос и ежемесячно платить роялти, эти суммы компенсируются быстрее. Более того, вы получаете элемент обучения (за которое дополнительно платить не надо), что позволит вам быстрее освоиться в своей сфере.
Основной минус покупки по франшизе – отсутствие поля для самостоятельной работы: как правило, вы не можете изменить почти ничего, потому что в глазах потребителя вы часть одного бренда. Тут уже вам решать, что для вас важнее – желание творить с нуля и чувствовать себя создателем или быстрое развитие, при котором придется прислушиваться к рекомендациям управляющей компании.
В последний год компания по доставке суши и роллов «Инь-Янь» активно продает франшизы. На данный момент из 34 точек сети 21 открыта именно по франшизам. Почему партнерам нравится работать с «Инь-Янь»?
Во-первых, это особое отношение к партнерам: основатель компании Максим Дубровин не случайно внимательно выбирает, с кем сотрудничать, оценивая сразу профессиональный потенциал человека. И заражает своим примером и своей любовью к работе, мотивирует.
Во-вторых, как и при покупке любой франшизы, вы получаете все нужные расчеты, советы и рекомендации: вам скажут, сколько на что потратить денег, помогают закупить оборудование со скидками. Самое главное – вас обучают на протяжении первых месяцев. На каждом этапе развития точки вы не остаетесь без поддержки более опытных сотрудников. Более того, каждая точка сразу подключается ко всем бизнес-процессам сети (включая маркетинг), а также к собственной информационной сети «Инь-Янь», которая позволяет регулировать и контролировать деятельность всех сотрудников компании, что очень важно, особенно на первых этапах.
В-третьих, у всех точек «Инь-Янь» единый поставщик продуктов, что делает возможность осуществлять оптовые закупки, тем самым экономя деньги на развитие рекламы и формирование финансовой подушки.
В-четвертых, основная цель компании – не продать франшизу и заработать на этом, а научить людей работать, думать как предприниматель. По сути, компания формирует бизнес-комьюнити, где каждый не просто делает, что запланировано, а понимает, что и зачем он делает. Именно поэтому многие партнеры компании спустя какое-то время самостоятельно открывают новые точки. То есть в какой-то момент франчайзи-партнер становится самостоятельным бизнесменом, со своим положительным опытом, сформированными навыками и готовностью развиваться дальше.
Конечно, каждый сам должен выбрать свой путь, оценить все плюсы и минусы как открытия своего бизнеса, так и развития по франшизе, учитывая собственные предпочтения. Но если у вас совсем нет никакого опыта в бизнесе, более перспективным видится вариант покупки франшизы.